Не за горами первый снег, первые заморозки, а вместе с ними и традиционное осеннее «переобувание» всего автотранспорта на зимнюю резину. В шиномонтаж, для которого наступает золотая пора, снова выстроятся очереди. А на мусорно-контейнерных площадках и в автогородках появятся новые горы старых шин.
Большая часть автовладельцев после замены либо сдает летние покрышки на хранение в специализированные организации (таких в Мурманске сейчас очень много), либо хранит их в своих гаражах, на балконах и в кладовках (что, кстати, запрещено по требованиям противопожарной безопасности). Но есть и такие, которые просто выкидывают бывшие в употреблении (б/у) шины на ближайшую помойку или в канаву, рискуя получить штраф 2000 рублей.
Почему так происходит и как решить проблему?
Ценный ресурс
Самое интересное, что отработавшие свой век автопокрышки все равно остаются ценным ресурсом. Вот только небольшой перечень того, что можно сделать из бывших в употреблении шин: новые автомобильные шины, резинотехнические изделия, гидроизоляционные материалы, подошвы для обуви, тротуарные резиновые плитки, бордюры, бесшовные и рулонные покрытия из резиновой крошки. Все эти товары весьма востребованы на рынке.
Но почему тогда на каждой контейнерной площадке города, на придомовых территориях, в гаражных городках и в зеленой зоне мы видим горы этого ценного ресурса, который не только никому оказался не нужен, но и вреден для экологии?
Решить проблему старых покрышек мешает сразу несколько факторов, главный из которых – всерьез проблемой никто и никогда не занимался. Между тем эта проблема комплексная, поэтому подходить к ней надо сразу с нескольких сторон, что подразумевает разработку четкой и понятной программы, «дорожной карты», в которой были бы учтены все возможные нюансы.
Штраф от 2 до 250 тысяч
Шины относятся к отходам III–IV класса опасности. Они повреждают экосистему и не могут быть размещены на придомовых территориях (ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»). Утилизировать их могут только специализированные организации, получившие соответствующее разрешение. Выбрасывать их на контейнерные площадки нельзя, равно как и вообще куда-либо. Только сдавать на утилизацию. За несоблюдение этого требования – штраф до 2 тысяч рублей для граждан и до 250 тысяч – для организаций (КоАП РФ статья 8.2. «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления»).
Шины не относятся к коммунальным отходам, что давало возможность региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами долгое время игнорировать данную проблему (в итоге «мусорщики» все равно ею начали заниматься, но об этом – чуть ниже).
Подкинут конкурентам
На ситуацию с б/у покрышками власти в принципе очень долгое время не обращали внимания. Заинтересовались только тогда, когда проблема действительно стала глобальной. И первое, что было сделано, – ввели штрафы. Но, как обычно и бывает в подобных случаях, штрафов оказалось явно недостаточно.
По большому счету штрафные санкции оказывают действие только на управляющие компании. Потому что установить гражданина, который выбросил старые шины на контейнерную площадку, практически не представляется возможным. А вот установить управляющую компанию, в ведении которой находится данная контейнерная площадка, не составляет никакого труда.
Между тем штрафы для юридических лиц по статье 8.2 КоАП РФ большие. Поэтому «управляшки» активно вывозят шины с контейнерных площадок. Вопрос: куда? Разумеется, если спросить об этом у самих сотрудников управляющих компаний, то они расскажут об утилизации и договоре со специализированными организациями. Но как обстоят дела на самом деле, не знает никто. Могут, например, втихаря вывезти на мусорную контейнерную площадку, которую обслуживает конкурирующая УК, или в гаражный городок, или вообще в сопки.
Сдал – плати!
Почему так сложно? Потому что за сдачу шин в специализированные организации надо платить. И даже если «управляшка» действительно вывозит шины на утилизацию по всем правилам, то получается, что за выброшенные недобросовестными автовладельцами на контейнерную площадку или на придомовую территорию старые покрышки расплачиваются все жильцы данного дома, в том числе и те, у кого нет автомобилей. Ведь УК расплачиваются за вывоз и утилизацию шин деньгами жителей (а если шины вовремя не вывезут с мусорной площадки, штраф оплатят опять-таки из денег жильцов, которые могли бы пойти совсем на другие нужды).
Кстати, сдать старые покрышки на утилизацию мурманским автовладельцам не так уж сложно. В Мурманске есть несколько организаций, которые предоставляют такую услугу. Правда, большая часть из них работает с организациями, но есть и такие, которые принимают шины у населения. Пункты приема расположены в каждом округе города, в среднем автовладельцу придется заплатить от 125 до 175 рублей за каждую покрышку в зависимости от диаметра. Сдать шины (также за доплату, разумеется) можно и в шиномонтажной мастерской.
Экологический сбор
Деньги вроде бы небольшие, но для автовладельцев нелишние. Собственно, в этом и заключается корень всей проблемы. Потому что каждый автовладелец оказывается перед дилеммой – либо совершенно бесплатно выбросить покрышки на ближайшую помойку практически без риска быть оштрафованным, либо куда-то ехать, чтобы сдать их за свои же деньги. И тут уж кому как совесть подскажет.
Но вот еще что интересно: оказывается, за утилизацию шин граждане платят дважды! Дело в том, что автомобильные шины указаны в перечне готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р. Таким образом, если организация занимается производством или импортом автомобильных шин, она обязана уплачивать экологический сбор.
Этот сбор, разумеется, учитывается в стоимости производства каждой покрышки. Вопрос о том, куда уходят эти деньги, остается открытым. По идее, именно за счет этих средств должны выкупаться у автовладельцев шины после утраты ими потребительских свойств. Это в принципе нормальная практика. А на деле же сейчас получается так, что автовладельцы должны еще доплачивать за сдачу покрышек на утилизацию.
Решение есть
Летом этого года региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – Мурманский филиал АО «Ситиматик» – отчитался о работе созданной на предприятии производственной линии по переработке автомобильных покрышек. По информации регионального оператора, через цех прошло порядка 35 тысяч килограммов старых шин. Из полученного сырья – резиновой крошки – специалисты изготовили первую партию амортизирующей плитки в количестве 500 штук.
Но особенно стоит обратить внимание вот на эту часть сообщения АО «Ситиматик». «Успех нового проекта АО «Ситиматик» по переработке автомобильных шин во многом зависит от того, насколько готовая продукция будет востребована в муниципалитетах. В компании рассчитывают, что заинтересованные стороны, возможно, органы местного самоуправления, примут активное участие в поиске каналов сбыта готовой продукции. Тем самым будут решены вопросы утилизации вредных отходов, не попадающих в категорию ТКО, а также благоустройства территорий».
Если внимательно вчитаться, то пазл сложится. Вышедшие из употребления шины являются ценным ресурсом, но только тогда, когда продукция, произведенная из них, пользуется спросом. Если спроса нет, то производство убыточно, и, соответственно, за утилизацию приходится платить тем, кто сдает старые покрышки. Однако как только появится устойчивый спрос, производство станет рентабельным, производитель сам начнет доплачивать за сырье для него – старые покрышки.
Так что решение очевидно. Нужны долгосрочные муниципальные и региональная программы по строительству объектов благоустройства, обязательным пунктом в которых будет «Использование продукции, произведенной из старых шин в Мурманской области». В итоге цех по переработке покрышек в АО «Ситиматик» будет загружен на годы вперед. Для производства ему потребуется сырье. И если региональный оператор начнет покупать старые покрышки, то их быстро выметут под ноль со всех помоек и свалок. И проблема старых покрышек решится окончательно. Было бы желание властей.
Дмитрий ВАРЗУГИН
Фото АО «Ситиматик» и из архива редакции
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – Мурманский филиал АО «Ситиматик» уже подготовил для реализации первую партию плитки из переработанных шин.
С момента запуска производственной линии по переработке автомобильных покрышек через цех прошло порядка 35 тысяч килограммов старых шин. Из полученного сырья – резиновой крошки – изготовлена первая партия амортизирующей плитки в количестве 500 штук. Этого объема достаточно, чтобы «замостить», например, детскую или спортивную площадку средних размеров.
Технология и оборудование позволяют превращать автомобильные покрышки в крошку диаметром от 0,1 до 6 миллиметров. Производительность по входящему сырью составляет от 400 до 1000 килограммов в час.