Вы можете не знать Илью, но видели его работы наверняка! Их сложно не заметить. Монументальная живопись на подпорной стенке на улице Папанина, декорирование печной трубы мемориала, посвященного стойкости и мужеству мурманчан, роспись стены в холле научной библиотеки. Это все его рук дело. Илья Байдаковский стремится развивать не только культуру граффити, но и преобразовывать городское пространство в целом. И в Мурманске он видит большие перспективы в этом направлении.
Полиция и бабушки против
Выбрать время для интервью с известным художником граффити – задача не из легких. Илья всегда в поиске чего-то нового, оригинального и неформального. Занимается сразу несколькими творческими проектами в сферах декора, визуального искусства да еще и участвует в различных мероприятиях за границей. Поймать этого человека с баллончиком краски мне удалось лишь вечером во время работы над подпорной стенкой у детской поликлиники на улице Папанина. Настало время обновить ее облик. Прошлой осенью старую краску сняли, нанесли грунтовку и защитный слой, Илья разработал эскиз будущего 50-метрового полотна и сделал разметку. Он проецировал на стену различные фотографии Мурманска и прорисовывал их линии на бетонном «холсте». В этом году идея рисунка заключается в том, чтобы показать Мурманск прошлого: оленьи упряжки, первый трамвай, невоплощенный план города, три первых ледокола и другие атрибуты ушедшей эпохи. Конечно, не остались без внимания и более современные реалии, например, памятники Жертвам интервенции, Алеше, ветрогенератор, заводы и фабрики. Осталось только все это разукрасить, чему часто очень мешает холодная и дождливая погода.
Илья был главным дизайнером группы художников, которые оформляли подпорную стенку на улице Папанина и в прошлый раз – в 2012 году. Но тогда символов столицы Заполярья было гораздо меньше. В 2015 году Илья создал собственную «стену памяти» в Молодежном сквере напротив МГТУ. На ней изображены призрачные силуэты траулера «Олег Найденов», затонувшего после пожара, и буровой платформы «Кольская», затонувшей во время шторма. Вот такие мотивы отражает в своем творчестве молодой художник, которого многие, застав за работой, считают хулиганом.
– Обычно ругаются бабушки, – рассказывает Илья Байдаковский. – Полицейские… опыт общения с ними тоже был интересный. Когда администрация дала нам краску, чтобы мы разрисовали длинный забор вдоль стройки на проспекте Героев-североморцев, первое время полицейские постоянно приезжали и забирали ребят.
Либо работать, либо рисовать
Чем же живут граффитчики? Большинство работают, а в свободное время занимаются творчеством. Но Илья проследил такую закономерность: «Либо рисуешь хорошо, либо работаешь и рисуешь так себе». У него даже был собственный магазинчик баллонов и прочих аксессуаров для граффити, который он закрыл, желая делать что-то большее для людей.
– Мои интересы изменились, – объясняет Илья. – Если раньше мне нравились фестивали по типу «собирались, порисовали на стенке и разошлись», то теперь хотелось бы работать с различными пространствами и поверхностями, проводить лекции, мероприятия, выставки. Мы повзрослели и делаем много работ «галерейного» формата, рассказываем о своем творчестве. Хочется оставить след после себя надолго, но единомышленников в Мурманске я не вижу.
«Галерейные» работы Ильи можно увидеть в клубе «Гарин». Экспозиция регулярно обновляется. Граффити на холстах – это современное искусство в классическом оформлении. Причем Илья начал писать на холстах и стенах одновременно.
– Большинство по-прежнему рисует на стенах свое прозвище, – объясняет Илья. – Мне больше нравится не заниматься самопиаром, а играть с пространством, привлекать внимание людей творчеством, различными объектами. По крайней мере, это весело!
Свидетельством того, что культура настенной живописи в Мурманске угасает, может служить свежий пример. Весной Центр спортивной подготовки Мурманской области объявил конкурс на оформление стен тоннеля в Долине Уюта. Создателю лучшего эскиза были обещаны необходимые для работы материалы, а также приз. Но желающих не нашлось.
Илья же ищет любые возможности получить новый опыт и отточить свои умения. Постоянная работа в различных условиях, безусловно, повышает уровень мастерства. Все меньше возникает непредсказуемых ситуаций, скорость рисования растет, эскизы выполняются на раз.
– В последнее время поступает очень много заказов от обычных людей, которые позволяют воплощать мои художественные амбиции, – рассказывает Илья. – И на этих заказах можно жить, если умеешь общаться с людьми, просить достойную оплату своего труда и рационально распределять время. Для многих художников это очень сложно. А для меня сейчас это основной заработок, и я подумываю о том, чтобы завести менеджера.
Не надо ярких пятен!
Этим летом Илья посетит три форума – в Норвегии, Финляндии и России, где будет учиться организовывать фестивали стрит-арта, которые при успешной реализации помогут изменить облик Мурманска.
– Наш город строился быстро – для рабочих, поэтому и представляет из себя бетонные коробки, «урбан», который давно пора менять, – считает Илья. – Многие думают, что если сделать все ярким, то будет круто. Но среди беспорядочной мешанины разноцветных пятен дети вырастают придурками. Я, например, часто рисую нашу северную природу, изображая море и сопки, которые мы не видим из-за домов. Использую естественные цвета, приятные глазу.
Илья так активно стал изучать способы грамотного преобразования городского пространства, что его даже пригласили в Архангельск провести лекцию на эту тему. Хотя и Мурманску есть чему поучиться у архангелогородцев. Они воскресили должность главного художника города и выбрали на этот пост граффитчика! Илья считает это верным шагом, ведь опытные уличные художники разбираются в урбанистике и стрит-арте, понимают, как должен выглядеть город, чтобы на него было приятно смотреть. При этом бетонные города можно делать привлекательнее с помощью того же бетона, а не краски.
– Дополнять серый «урбан» можно интересными сооружениями из бетона, которые развеселят людей, только сами они пока не знают об этом, – смеется Илья. – Надо проводить фестивали и готовить людей к новому облику улиц и городов. Мы росли, не понимая, насколько ужасен суровый бетон вокруг, а сейчас подростки видят интересные идеи в Интернете, у них есть с чем сравнивать. Так что у нас есть шанс преобразить свой город.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото автора.