Еще Аристотель заметил, что внутренний мир человека находит отражение не только в его облике, поступках и речи, но и в манере написания текстов на бумаге, кстати, сугубо индивидуальной. Вот почему историки так трепетно относятся к рукописным документам прошлого, к письмам великих ученых, государственных деятелей, писателей. Рассматривая эти образцы, можно убедиться, что неординарная личность, как правило, пишет своеобразно, хотя порой и неразборчиво.
Диагноз под грифом
Как-то, сидя под дверью врачебного кабинета и ожидая своей очереди, решил скоротать время и почитать собственную медицинскую карту. Собственно, о состоянии своего здоровья мне все было ясно и без врачей. Но захотелось узнать, что думают о нем умные люди. Посмотрел одну страничку, другую… На третьей оставил это безнадежное дело, поняв, что почерк медиков – самое лучшее средство сохранения врачебной тайны. На трех страницах я смог разобрать не более пяти слов. И то это были предлоги.
– А мне пришлось как-то столкнуться с такой ситуацией, – говорит заместитель начальника Экспертно-криминалистического центра УМВД России по Мурманской области подполковник полиции Антон Верхотуров. – На приеме врач беседовал со мной, глядя глаза в глаза, и при этом, не отрываясь от беседы, вел запись в медкарте.
И ведь что удивительно, для людей в белых халатах записи своих коллег не являются тайной за семью печатями. Они читаемы! Профессиональное чутье или с годами выработанная способность – кто их разберет. Нам, непосвященным, остается только догадываться. И надеяться, что написанное одними будет прочитано другими именно так, как надо.
Подписи еще поживут
Когда наставники курсанта Высшей школы МВД Верхотурова узнали, что его диплом будет посвящен проблеме изучения почерка человека, многие недоумевали. Стали отговаривать: мол, будущее за компьютерами, через двадцать лет не будет никаких рукописных документов, останутся только набранные на умной машине тексты. Согласитесь, как это похоже на монолог одного из персонажей оскароносного советского фильма: «Вы знаете, со временем телевидение перевернет жизнь всего человечества. Через двадцать лет ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет – одно сплошное телевидение».
Но Антон Георгиевич не собирался менять свое решение. Жизнь показала, что и через много лет после того памятного разговора почерк человека продолжает хранить в себе много тайн. И сегодня, в век поголовной компьютеризации, почерковедческие исследования продолжают оставаться актуальными.
– Приступив к экспертной работе, с первых дней я оказался завален материалами по исследованию почерков, – говорит Антон Верхотуров. – Их с годами не становится меньше. Подписи и сам почерк – это не только графическое удостоверение личности. В них еще и целый набор информации о человеке. Сегодня многие предпочитают пользоваться электронно-цифровыми подписями. Вполне вероятно, что когда-то они нам заменят подписи от руки. Но будет это еще не скоро. Поэтому от шариковых ручек отказываться рано. Собственноручные подписи будут востребованы и в паспортах, и при оформлении, к примеру, финансовых документов.
Помимо удостоверения личности рукописная подпись, как и почерк, в состоянии многое рассказать об особенностях психологического состояния человека. Для специалистов в случае необходимости не останется тайной, писал ли исследуемый текст или подписывал документ, скажем, в состоянии алкогольного опьянения или под жестким психологическим нажимом. Более того, по почерку уже принимают на работу. Например, в Германии кандидата на рабочее место просят написать несколько строк на бумаге. Написанное исследуют психологи. К их заключению о пригодности человека к данному виду деятельности внимательно прислушиваются работодатели. Оказывается, почерки тех, кто склонен работать с механизмами или техникой, имеют определенные отличительные особенности. Те же, кому более близка работа в контакте с людьми, выдают иные результаты.
Что в росчерке твоем…
Более пятнадцати лет назад Антон Верхотуров увлекся изучением графологии, занялся исследованием почерка людей. В процессе работы стал отмечать и у себя трансформацию почерка и параллельное изменение некоторых черт характера.
– С переходом на руководящую должность мой почерк изменился, – говорит подполковник Верхотуров. – В нем появилось больше угловатых элементов.
Надо сказать, что почерк человека в основном формируется до 16 лет. Потом он становится относительно постоянным и в течение жизни меняется очень незначительно. Например, округлый почерк характерен для добродушных людей, угловатый – для более строгих и закрытых. Почерк с завитушками и закрытыми элементами обычно у интровертов – элементы почерка заходят внутрь, туда же как бы заворачиваются и окончания букв. Именно так пишет человек, большей частью погруженный в себя. А если посмотреть расположение текста на листе бумаги, то можно вести речь и о других качествах личности. Скупой, к примеру, пишет плотно, практически не оставляет полей. Размашистый почерк – верный признак того, что его обладатель щедрый человек.
Очень многое может рассказать и вычурный почерк. Специалисты считают, что так пишут те, кто амбициозен, привык много думать о себе и считать себя центром вселенной. Такие люди любят приукрасить многое, в том числе и почерк.
А иногда и простота почерка сигнализирует о негативных чертах характера. Например, размашистый почерк с дугообразными заключительными элементами может свидетельствовать о том, что человек равнодушен к окружающим.
Встречаются люди, которые постоянно подчеркивают в написанном отдельные буквы или даже целые слова, стараясь так выделить их. Таким присущи честолюбие и педантизм.
Принято считать, если почерк заметно наклонен влево, его обладатель очень уверен в себе, умеет обуздать эмоции и контролировать ситуацию. В целом это целеустремленная личность. Наклоненный влево почерк явно выбивается от нормы. Он говорит о том, что пишущий так человек независим в суждениях и поступках и готов идти наперекор обществу.
– Я даже свою будущую супругу отчасти изу-чал по почерку, – шутит собеседник. – И во многом оказался прав. В почерке нашел отражение многих черт ее характера – строгость, требовательность. Хотя жена не была в восторге от моих исследований. Она преподаватель. А почерки представителей этой профессии исследовать очень трудно.
По принятым канонам нормы прописей являются отправной точкой для исследования. Отклонение от них – характерный идентификационный признак. Чем больше отклонение, тем больше идентификационная значимость признака.
– Вы представляете, как учителя правильно пишут! – продолжает Антон Георгиевич. – Их почерки очень трудно идентифицировать, большинство близки к общепринятым нормам. У супруги именно такой. Но со временем и он стал изменяться.
В точку
На встречу с Антоном Георгиевичем я пришел не с пустыми руками. В редакции молодая коллега любезно одолжила для эксперимента свой рабочий блокнот. В нем записи интервью, заметки, цифры. Словом, то, что пишет обыкновенный труженик пера каждый день.
Верхотуров несколько минут внимательно рассматривал записи, пролистал несколько страниц. Мое нетерпение нарастало. И наконец…
– Что можно сказать, – начал он делиться своими выводами. – Это сложный почерк. Но сам он сильно выраженный. Его обладатель ежедневно много пишет, причем именно много пишет рукой. О выработанности говорит четкая координация движения пера, быстрый темп письма. Вот, взгляните, некоторые слова написаны с сокращениями, а вот – аббревиатуры. Значит, пишущий, скорее всего, торопился записать их с речи говорящего, сокращал, чтобы не отстать от него. В строках преобладают округлые, дугообразные элементы, мало закрытых элементов. Значит, писал общительный человек.
Теперь пришло время определить приблизительный возраст хозяйки блокнота и ее профессиональную принадлежность.
– По возрасту можно сказать, что писавшему от 30 до 40 лет, – продолжил удивлять Верхотуров. – Этот человек родился в 80-х годах. Почерк по нормам прописей того стандарта. Мое мнение такое: обладатель данного почерка профессионально связан с деятельностью, которая требует постоянного общения с людьми.
Вывод, собственно говоря, не обескуражил, он совпал на три четверти. Иными словами, подполковник Верхотуров о владелице записного блокнота знал уже очень многое.
– Такие выводы позволяет сделать поверхностный взгляд на образцы почерка, – смущаясь, заключил Антон Георгиевич. – Для более глубокого заключения понадобятся специальные таблицы и иные исследования.
Кое-что о «наших все»
Помнится, много лет назад, впервые оказавшись в Царскосельском лицее, поразился и надолго запомнил строки, рисунки, шаржи и карикатуры, вышедшие из-под пера будущего светила русской поэзии и его сотоварищей. Сегодня так уже не пишет никто.
– У Пушкина очень интересный почерк, – говорит Антон Георгиевич. – Вот где настоящий клад для графологов. Почерк характеризует Александра Сергеевича как безмерно талантливого человека. И в то же время – страстного любителя женщин, расточительного человека.
К примеру, буква «у» с другими буквами пишется им слитно, сама она без украшения, в тексте между словами определенное равное расстояние между словами. Все говорит об интеллекте автора. Так пишут люди с прекрасным образованием.
Еще о сангвинистическом темпераменте поэта свидетельствует разорванный наклонный почерк, криволинейный и красивый, с резкими штрихами, быстрыми строками.
А вот другой пример. Верхотуров протягивает лист с несколькими строчками:
– Их написал Достоевский, все знают, что по темпераменту он был меланхолик. И как следствие – бледный, с вытянутыми штрихами букв танцующий почерк.
Почерк в состоянии рассказать знатокам и о преступных склонностях его обладателя. У таких людей буквы приплюснутые, старательно выведенные, короткие, дугообразные, с сильно завернутыми крючками. Такие элементы четко отслеживаются в рукописных документах Пугачева и Мазепы.
У военных тоже почерк во многом отличается от установленных норм. О волевом характере его обладателей говорит прямолинейный ровный твердый почерк. Окончания слов замкнутые. Буквы без крючков и украшений. Так писали Суворов, Кутузов, император Николай Первый. А написанное Николаем Вторым, наоборот, свидетельствует о душевности последнего российского самодержца. Недаром в домашнем окружении его родные именовали не иначе как Николенька.
На почерк в определенной степени могут повлиять и физические данные человека. Рост, например. Высокий Петр Первый обладал нетвердым почерком, буквы в словах писались им ровным штрихом, но местами с сильным нажимом. Слова в предложении не переносились на следующую строку. Или Наполеон Бонапарт. Его манере письма присущи размашистые, сильно вытянутые штрихи, будто ими желали придать дополнительную высоту буквам. Такая манера, к слову, характерна и для Владимира Ленина.
Почерк революции
Коль в нашем разговоре дошло до почерка вождя пролетариата, то знакомый с детства стиль письма мы не оставили без внимания. Эксклюзивный почерк Владимира Ильича, по словам Верхотурова, не просто говорит, кричит о таланте человека. Но в то же время в нем присутствуют признаки какой-то болезненности. В нем много совершенно необычных элементов, рядовой человек так писать не будет.
– В подписи сразу же бросается в глаза первая буква, – говорит Антон Верхотуров. – Совершенно необычная буква. Способ ее написания говорит о том, что человек хочет выделиться среди равных, не хочет жить по нормам, вводит новшество. Очень редко встречается такое написание первой буквы. По частоте встречаемости – одна на тысячу. Я такой способ написания больше не встречал ни у кого.
Почерк в состоянии рассказать знатокам и о преступных склонностях его обладателя. У таких людей буквы приплюснутые, старательно выведенные, короткие, дугообразные с сильно завернутыми крючками. Такие элементы четко отслеживаются в рукописных документах Пугачева и Мазепы.
К теме
В последнее время часто сравнивают две крупнейшие фигуры прошлого века – Ленина и Сталина, ищут или, наоборот, отрицают преемственность в их деятельности. Однако достаточно взглянуть на рукописные документы двух лидеров, чтобы прийти к выводу: на тонком энергоинформационном уровне эти политические деятели полярны. У вождя революции «мчащийся», словно поезд, переполненный энергией, почерк, поскольку Ленин был сильным и жестким «донором», отдающим, а порой поражающим своей энергетической мощью во имя цели. Его перо – свидетельство того, что он был натурой увлекающейся, страстной, не лишенной человеческих слабостей, в том числе по отношению к женщинам.
Почерк же Сталина на первый взгляд куда более спокоен, сдержан, не так полифоничен. Но если внимательно всмотреться в строки сталинского письма, то ощущаешь затягивающий, настораживающий внутренний подтекст, что-то затормаживающее. Это происходит оттого, что почерк и даже его копии вбирают в себя вибрации автора, а ведь Сталин был агрессивным энергетическим вампиром. Он заимствовал энергию окружающих его «доноров» в тех дозах, какие ему были необходимы.
Валерий СЕРЕБРЯКОВ.
Фото автора и из открытых Интернет-источников.