Мотоцикл - это свобода и стиль жизни, как говорят о своем увлечении сами байкеры. Однако езда на двухколесном "железном коне" еще и опасна, о чем нельзя забывать. По статистике, мотоциклы имеются примерно у трех процентов россиян. А попадают в смертельные ДТП мотоциклисты в 29 раз чаще автомобилистов.
Ежегодно в России происходит около 10 тысяч аварий с участием байков. В них гибнут более тысячи человек и еще девять тысяч получают тяжелые травмы.
Вдвое больше
В нашей стране абсолютное большинство погибших мотоциклистов - 99 процентов - это мужчины, причем львиную долю составляют люди в полном расцвете сил - 22-38 лет. Чаще всего ДТП с летальным для мотоциклиста исходом происходит по вине водителей автомобилей, которые никак не усвоят, что их защищает машина - ее подушки безопасности и кузов, а в арсенале байкеров - лишь шлем и спецодежда. Но при сильных ударах и высоких скоростях экипировка спасает далеко не всегда.
Однако и сами любители двухколесных не особо чтут букву закона. В ходе опроса, проведенного ГИБДД, многие байкеры признались, что нередко нарушают правила. Самое распространенное - движение между полос, превышение скорости, езда без шлема и перестроение без сигналов о маневре. Чаще всего такие аварии с участием мотоциклистов происходят в теплое время года. Вот и в Мурманске в летний период резко увеличивается количество ДТП, в которых травмируются или погибают байкеры.
Всего с начала года в нашей области произошло 48 аварий с участием мототранспорта, в 18 случаях люди пострадали, четверо погибли. Как сообщили в УГИБДД УМВД по Мурманской области, по сравнению с тем же периодом прошлого года таких ДТП стало в два раза больше. Одной из причин этого называют более теплое лето, ведь солнечная сухая погода благоприятствует появлению на дорогах любителей двухколесных "железных коней".
Из седла в кювет
В один из июльских вечеров на 9-м километре автоподъезда к Мурманску мотоциклист на "Хонде" выехал на встречную полосу и врезался в "Форд". Водителю кроссовера понадобилась амбулаторная помощь, а вот байкер скончался от полученных травм. Его даже не успели довезти до больницы.
В тот же вечер в Заполярье произошло еще одно ДТП. Случилось это на мосту через Кольский залив. Байкер на спортивном "Кавасаки" пренебрег соблюдением дистанции до двигавшегося впереди авто и врезался в него. Мотоцикл отбросило на встречную полосу, где он столкнулся с еще одной легковушкой. Водителя байка госпитализировали.
Через несколько дней авария произошла в Ковдоре. Водитель мотоцикла "ИЖ Юпитер 4" не справился с управлением. В результате ИЖ опрокинулся. Травмы, к счастью не очень серьезные, получили и водитель, и пассажир, находившийся в коляске.
В Апатитах байкер за рулем "Рейсера" не справился с управлением, выехал на разделительный газон и задел опору освещения. Мотоциклист получил травмы, но, к счастью, выжил.
Еще одна авария произошла на автодороге Мишуково - Снежногорск. Водитель мотоцикла "Кавасаки" при повороте не удержался на трассе и съехал в кювет. Байк опрокинулся. Еще до приезда бригады скорой помощи мотоциклист погиб - травмы оказались несовместимыми с жизнью.
И снова Апатитский район. Там водитель спортбайка "Ямаха" обгонял автомобиль, проигнорировав запрещающий знак. Как результат - столкновение с двумя машинами. С серьезными травмами байкера доставили в реанимацию.
Это печальная статистика минувшего июля.
Соблюдение правил в помощь
Если говорить конкретно о нашем регионе, то основные причины мотоаварий - превышение скорости байкерами и несоблюдение безопасной дистанции до соседнего транспортного средства. В УГИБДД отмечают, что, к сожалению, нередки и случаи, когда северяне садятся за руль "железного коня", не имея прав или имея права другой категории. Такие нарушители, по мнению правоохранителей, особенно опасны на дороге.
Как ни странно, участниками аварий становятся и мотоциклисты с большим водительским стажем. Хотя тому есть резонное объяснение: понадеявшись на приобретенные за годы вождения навыки и мощную технику, эти водители нередко пренебрегают правилами дорожного движения. Думают, что в случае экстренной ситуации сумеют мгновенно среагировать и избежать ДТП. Однако полагать так - серьезная ошибка, которая может стать роковой. Существует множество ситуаций, когда ни опыт, ни стаж вождения, ни уверенность в своих силах не помогут. Например, вас может ослепить солнце. А у нас на Севере это особо актуально, так как мы привыкаем к пасмурной облачной погоде, а солнечный свет - дело не особо привычное. Мокрый асфальт - еще одна опасность. Сухое ясное утро в Мурманске вовсе не означает, что вечер будет таким же. В считанные минуты погода может измениться кардинально. А еще на дороге может банально отвлечь посторонний звук. В любом случае возможность остаться в седле целым и невредимым напрямую зависит от соблюдения правил.
Госавтоинспекция Мурманской области обращается ко всем мотолюбителям региона и напоминает о мерах безопасности, которые помогут избежать ДТП или минимизировать его последствия. Перед началом поездки обязательно наденьте защитную экипировку и проверьте надежность ее крепления. Проверьте исправность тормозной и рулевой систем мотоцикла. Ни в коем случае не садитесь за руль в нетрезвом состоянии - опьянение не позволит вам адекватно оценить ситуацию и вовремя среагировать на непредвиденные обстоятельства, например, выбежавшего на проезжую часть человека или резко затормозившую машину. Будьте особенно осторожны в местах скопления пешеходов - у кинотеатров, школ, детских садов.
Статистика, проверенная временем
В далеком 1981 году в США было проведено исследование причин аварий с участием мотоциклистов. По мнению многих специалистов, они остаются актуальными и на сегодняшний день. Мы приведем некоторые любопытные моменты того исследования, в том числе самые распространенные причины ДТП с двухколесным мототранспортом.
Почти три четверти мотоаварий случаются при участии легкового автомобиля. На долю оставшейся четверти приходятся одиночные случаи падений с мотоцикла или столкновений со статичными объектами. Всего три процента дорожных происшествий происходят из-за неисправности байка, и чаще всего это - падение мотоцикла при проколе шины.
В 60 процентах мотоаварий основную ошибку допускал байкер. В основном это падение в заносе из-за блокировки колес при торможении либо вылет за пределы дороги при повороте на высокой скорости.
Плохое дорожное покрытие бывает причиной мотоаварии лишь в двух процентах случаев, а животные становятся причиной лишь одном проценте случаев.
Водителям автомобилей сложно заметить и распознать мотоцикл в движении вовремя, это является основной причиной аварий с мотоциклистами. Агрессивное вождение автомобилистов в отношении мотоциклиста редко становится причиной аварии.
Перекрестки являются очень вероятным местом ДТП, причина тому - автомобили, нарушающие правила и игнорирующие светофор.
Погода не является причиной возникновения аварий в 98 процентах происшествий с мотоциклистами.
Обычно аварии с участием мотоциклов случаются в начале их поездки.
В среднем скорость мотоцикла перед аварией составляет 48-50 км/час, а в момент аварии - 35-40 км/час и только в 0,1 процента ДТП скорость больше 140 км/час.
Обычная аварийная ситуация на дороге дает байкеру пару секунд, чтобы среагировать и осуществить действия для ее предотвращения. Обычно шлем не надевают неподготовленные молодые байкеры, особенно в жару или при коротких поездках. Очень опасными для жизни бывают травмы груди и черепа.
К ТЕМЕ
Смотри, куда едешь
О самых опасных местах на дорогах России рассказал “рейтинг”, подготовленный Общероссийским народным фронтом. Критерий отбора был всего один - количество ДТП с начала текущего года. В Топ-5 попали участки дорог Самарской, Тульской, Рязанской, Калужской областей и Москвы. Свои выводы эксперты сделали на основе информации о дорожно-транспортных происшествиях, полученной из открытых источников ГИБДД. Оказалось, что самым аварийно-опасным в стране является участок в черте города Тольятти (Южное шоссе, 36). Только за шесть месяцев на нем произошло 12 ДТП, в которых получили ранения 14 человек.
Второе место всероссийского антирейтинга оказалось у 246-го километра федеральной автомобильной дороги М-2 “Крым”, которая проходит через город Плавск в Тульской области. В течение первой половины 2016 года здесь было зарегистрировано девять аварий, в которых 13 человек получили травмы. Замыкает тройку лидеров своеобразного рейтинга 178-й километр трассы М-5 “Урал” в Рязанской области. В этом месте по итогам первого полугодия зафиксировано восемь дорожно-транспортных происшествий, в которых три человека погибли и десять получили ранения.
На четвертой строке - участок дороги в Малоярославецком районе Калужской области. На 129-м километре федеральной трассы М-3 за первые шесть месяцев текущего года случилось восемь аварий, в которых погибли четыре и получили травмы десять человек. На пятом месте находится 59-й километр Московской кольцевой автодороги: в районе Кунцево зафиксировано восемь ДТП, в которых погибли два человека и восемь были ранены.
Страницу подготовили Екатерина БОГДАНОВА и Валерий СЕРЕБРЯКОВ.