После двухмесячного перерыва в Первомайском суде Мурманска возобновился процесс по факту гибели буровой платформы "Кольская". Платформа, на которой находилось 67 человек, затонула 18 декабря 2011 года во время буксировки в Охотском море. Спасти удалось 14 человек. Среди погибших моряков 36 - из Мурманской области. Найти и опознать удалось только девятерых, которые похоронены на мурманском городском кладбище.
Первоначально судебное заседание планировалось проводить в городе Поронайске, до которого почти три сотни верст на север от Южно-Сахалинска. По формальным признакам это самый близкий к месту трагедии населенный пункт. Но родственники погибших добились переноса слушания дела в Мурманск. В середине июля прошлого года прошло первое его заседание.
По мнению Натальи Дмитриевой, дочери погибшего на "Кольской" капитана Михаила Терсина, главное, что удалось сделать за прошедшие сто заседаний, - повторно провести опросы многочисленных свидетелей и потерпевших той трагедии. Это понадобилось вот почему. Буквально уже на первых судебных заседаниях стали выявляться факты фальсификации и подделки материалов следствия по делу. Например, многие участники процесса в Первомайском суде не смогли узнать собственных подписей под протоколами их допросов, проводившихся на Дальнем Востоке. Вскрывались факты существенных искажений данных людьми показаний. В томах уголовного дела обнаруживались протоколы не существовавших в природе допросов. Были также обнаружены подделки и искажения нормативной документации и следственных действий. Всего, по мнению нашей собеседницы, их набралось более полусотни.
Такое качество проведенного дальневосточными следователями расследования никак не помогало поиску истины, а скорее наоборот. Более того, по факту фальсификации доказательств по делу о гибели буровой "Кольской" возбуждено отдельное уголовное дело. А сотрудник Дальневосточного следственного управления на транспорте Виталий Фердер, проводивший расследование, уволился из органов.
И все же ему пришлось ответить на вопросы судьи Первомайского суда. Оказалось, что за давностью и производственной текучкой он мало что помнит о подробностях хода расследования. На тот момент у него в производстве находилось сразу несколько дел. Но бывший следователь категорически отрицал факты подделки подписей и показаний. Во всем виноваты, по его предположениям, опечатки и технические ошибки судебного делопроизводства.
- Теперь, после повторных опросов, есть четкая картина происшедшего, - убеждена Наталья Дмитриева. - Выстраивается цепь всех событий каждого этапа: как проходил ремонт буровой, как осуществлялась буксировка платформы, кто и за что отвечал на каждом этапе. Сейчас понятно, что основные и главные обвинения должны быть предъявлены бывшим первым руководителям АМНГР Юрию Мелехову и Василию Васецкому. Первый в момент трагедии занимал пост исполняющего обязанности генерального директора компании, второй - заместителя исполняющего обязанности гендиректора, был назначенным лицом компании. Но в ходе расследования правовой оценки их действий даже не проводилось. Этот факт подтвердил и экс-следователь Фердер. Бывшие руководители компании после долгих проволочек все же дали свои показания в суде. Материалы их многочасовых допросов находятся в деле.
Пока же на скамье подсудимых двое - бывший исполняющий обязанности заместителя генерального директора по безопасности мореплавания Борис Лихван и бывший исполняющий обязанности главного инженера Леонид Бордзиловский. Обвинения им предъявлены по ч. 3 ст. 263 УК РФ - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта лицом, в силу занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Сами обвиняемые свою вину отрицают.
В судебном слушании вновь пауза. Необходимо дождаться итогов повторной комплексной технико-эксплуатационной судебной экспертизы. Постановление о ее проведении суд принял в мае. Экспертиза сейчас проходит в стенах Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота, что в Санкт-Петербурге. Там обещают все выполнить до 20 октября. Столь значительный срок обусловлен объемом работы. Общий вес всех документов, отправленных в ЦНИИМФ, - около полутора центнеров.
Валерий СЕРЕБРЯКОВ.