Говорят, алкоголики и наркоманы очень ранимые. Особенно если душа, что называется, требует. И не скупятся на поводы. И я решила изучить эту тонкую душу. Ну, например, Федину. Его счастливая физиономия красуется на сайте мурманского реабилитационного центра. Снимок вместе с поздравлениями опубликован к Фединому дню рождения – 41-летию. Федор в Мурманске меньше года. Он приехал сюда из Санкт-Петербурга – лечиться. Там у него когда-то был бизнес, он строил частные дома. А потом увлекся. Спиртным. «Денег было очень много, – объясняет мне Федор. – Тратить их было некуда – с женой уже развелся. И понеслось…».
Опа! – и рука уже тянется к стопке
Свой первый «рекорд» Федя поставил в 25 лет. Пил полтора года – каждый день без выходных и праздников. Выдержал! А дальше – уже как на засвеченной пленке: общую картинку представить совершенно невозможно, всплывают только отдельные эпизоды. Как он бомжует по строительным вагончикам и заброшенным строениям. Как иногда старается работать. Кодируется. Срывается. А неутомимая душа все изобретает и изобретает поводы. «Это как пусковой механизм действует, – объясняет Федор. – Поводы-то в основном негативные. Что-то тебя за живое задело – опа! – и рука уже тянется к стопке».
Рука Федора остановилась внезапно. На четвертом десятке лет. Судьба забросила в Мурманск. «Сначала была группа анонимных алкоголиков, – рассказывает он. – Я эти собрания посещал не раз. Приезжал петербургский коммерсант, крутой проектировщик, вспоминал, как не мог остановиться до 42 лет – не просыхал! Сейчас он успешный бизнесмен, миллионер. На меня его рассказ произвел большое впечатление».
В мурманском центре реабилитации – своеобразном приюте для алкоголиков и наркоманов – Федор своего рода звезда. Он почти без проблем выдержал тут первые полгода, а они самые важные. И решил остаться еще. Для закрепления, так сказать, полученных навыков.
«Я тебе не мама!»
Выстроить беседу с Максимом Полуяхтовым, руководителем центра, дело почти гиблое. Он же как на вулкане. Каждые десять – пятнадцать минут звонок. Неотложный! «Федор! Я тебе не мама, – говорит в телефонную трубку он. – Скоро меня рядом не будет, учись договариваться с начальником сам».
Клиенты центра реабилитации работают в сфере ЖКХ на Абрам-Мысе, убирают территорию. Федор среди дворников за старшего. Чуть случился в работе простой – мастер участка в первую очередь предъявляет претензии ему. А у Максима Полуяхтова в очередной раз звонит телефон.
– Наши подопечные – отчасти инфантильные люди, у них низкая эмоциональная зрелость. И порой банальные для обычного человека ситуации их ставят в тупик, – констатирует он. – Ведь многие алкоголики и наркоманы начинают употреблять психоактивные вещества еще в юном возрасте. И значимые жизненные события – влюбленности, достижения, победы, разочарования – переживают, скажем так, под анестезией. А потому у них возникают сложности с адаптацией в реальной жизни. В том числе и на эмоциональном уровне приходится подключаться, помогать.
Стоявший на краю пропасти
Еще один постоялец центра – Андрей из Североморска. Когда его забирали сюда из североморской квартиры, он пытался доползти до туалета. Но путь оказался нелегким. После спирта-то! Сам про себя Андрей говорит, что «прошел Крым и рым». В списке его увлечений – широкий спектр наркотиков, алкоголь и даже пары бензина. Сломанные пальцы на ногах и полное отсутствие зубов перестали казаться большой проблемой после того, как сделанные с помощью центра анализы выявили в его крови гепатит С и ВИЧ. В жизненном багаже уместились также судимость, долги, непогашенные кредиты. Ему было 25 лет.
Андрей шел извилистыми тропами психологической и социальной реабилитации и адаптации в центре, трудился волонтером – кормил бездомных в пунктах раздачи бесплатной еды. Там познакомился с петербурженкой, социальным работником. Возникли чувства. И желание жить вместе. Так уже стоявший было на краю пропасти североморец стал мужем, отцом здорового сына и жителем Санкт-Петербурга. Не сорвался. Однако среди специалистов центра и его постояльцев нет людей с иллюзиями.
– Средний возраст наших по-допечных – 30–33 года, около трети из них – женщины, – рассказывает Максим Полуяхтов. – После годичного курса реабилитации мы всем настоятельно рекомендуем посещение групп взаимопомощи. В Мурманске их две – анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов. Анонимные алкоголики собираются пять раз в неделю, а наркоманы – каждый день. На этих собраниях люди делятся своим жизненным опытом, и это колоссально. Это судьбы, это реальные истории людей, пытающихся обрести новый круг знакомств, зацепиться, удержаться в жизни. Но это удается мало кому.
Когда грех жаловаться
В реабилитационном центре 25 койко-мест. Летом их количество уменьшается до 15, бездомные – а их немало среди постояльцев – прячутся по подвалам и другим укромным местам.
Максим Полуяхтов говорит, что с улицы «достать» человека тяжелее всего. Даже после прохождения курса реабилитации бомжи возвращаются туда, откуда пришли. И все же есть исключения.
Дениса Михайловича, в прошлом бомжа, тут называют исключительно по имени-отчеству. Высококлассный электронщик, компьютерный ас с дипломом престижного вуза в реабилитационном центре появился с опухшей чуть ли не до размера слоновьей ногой и полным ощущением того, что жизнь кончена. «Он в центр пришел умирать, – рассказывает Максим Полуяхтов. – Потом прошел реабилитацию, начал потихоньку оживать, работал волонтером, а впоследствии стал моим секретарем. Сейчас работает монтажником, купил подержанную машину, снимает жилье, забрал к себе сына от жены-алкоголички».
О своей теперешней жизни Денис Михайлович говорит: грех жаловаться. Жаль только тех 15 лет, которые вычеркнуты из жизни. «По современным меркам спиртное попробовал поздно – лет в двадцать, – говорит он. – Потом начались неурядицы в семье, и все понеслось под откос. Я думал, что справлюсь сам. Ан нет, не справился. Все перепробовал: наркотики, алкоголь. И в очень больших количествах».
Проявление тяги
В период реабилитации наркоманов и алкоголиков действует своеобразный лакмус. Прохождение критических сроков – неделя, 21 день, три месяца. Обычно через неделю из реабилитационного курса выпадают люди с улицы. Через 21 день пытаются уйти «домашние». Через три месяца – те, у кого появилась уверенность в своих силах, а вернее, самоуверенность.
– В центре есть обязательное условие – любой человек в любой момент может отсюда уйти, – продолжает Максим Полуяхтов. – Мы, конечно, подстраховываемся, просим предупреждать о своем уходе за неделю, чтобы за это время наши психологи более интенсивно поработали с человеком. Но чаще всего люди уходят сразу. Я рассматриваю это как проявление тяги к психотропным препаратам. Через некоторое время эти вещества выходят из крови постояльца и оголяются чувства, с которыми он не может справиться. Это страхи, недовольство, недоверие, сомнения. Негативные эмоции. Те, кто сумел продержаться три месяца, как правило, говорят: «Ну я все понял! Я пошел! Больше не сорвусь». И некоторые действительно не срываются. Но их единицы. Основная часть с лихвой наверстывает упущенное.
Вообще, курс реабилитации и адаптации занимает год. Первые 180 дней постояльцы проживают в стационаре, с ними работают два психолога и консультанты по химической зависимости. Тренинги, индивидуальные занятия, фильмотерапия, курс лекций о зависимости и о том, как жить без нее. Оставшуюся часть времени клиентам предлагают провести в реабилитационной квартире, своеобразном общежитии. Но до этого этапа мало кто доходит.
На свое содержание постояльцы зарабатывают сами. Как правило, им предлагают работу дворников. Денег за постой здесь не берут.
Мечта
У Федора теперь есть мечта. И у Дениса Михайловича тоже. Мечты очень похожи. Найти понимающего, близкого по духу человека, добиться в жизни успеха. Они и сами точно не могут сказать, какого именно. О глобальном, говорят, не думают. А мечты в основном житейские – хотелось бы, наконец, съездить на южное море, купить жилье, встретить родную душу. Такую же тонкую. «Мы же, наркоманы, алкоголики, – очень ранимые, – пытается убедить меня Денис Михайлович, – очень закомплексованные. У каждого из нас есть своя болевая точка, которая когда-то стала отправной, фатальной. Точкой отсчета стажа нашей зависимости. Именно она когда-то сыграла в нашей жизни роковую роль. Ведь психотропные вещества подрывают нервную систему, делают человека еще более уязвимым, давят на его болевую точку. И эта схема десятилетиями может быть закольцована».
К сведению
В 2009 году правительство России одобрило Концепцию по профилактике и снижению уровня алкоголизма в стране. Согласно ей к 2013 году потребление спиртных напитков на душу населения не должно превышать 15 литров, а к 2020 году должно снизиться до 8 литров. С этой целью был проведен ряд мероприятий в стране:
велась усиленная пропаганда здорового образа жизни;
к решению проблемы привлекались различные общественные организации, которым оказывалась поддержка государства;
законодательно ограничилась розничная продажа спиртных напитков;
была запрещена скрытая реклама алкоголя;
введен запрет на проведение винных и пивных фестивалей.
В сентябре 2010 года Госдума приняла к рассмотрению законопроект об увеличении минимального возраста для покупки спиртных напитков до 21 года. Для борьбы с алкоголизмом в России ввелись штрафы:
За распитие пива и алкогольных напитков крепостью более 12% в общественных местах, за исключением розничных точек официально разрешенной продажи спиртных напитков.
За появление в нетрезвом виде в общественном месте (штраф или арест на 15 суток).
За спаивание алкоголем несовершеннолетних родителями и другими лицами.
В 2011 году были приняты жесткие поправки к закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Согласно данным поправкам пиво и напитки на его основе, крепость которых составляет более 0,5%, считаются алкогольными напитками. На них распространяется запрет ночной продажи с 23.00 до 8.00. В начале 2013 года в России вступил в силу закон, запрещающий продажу спиртных напитков в нестационарных торговых точках: ларьках, на рынках и вокзалах, киосках.
Что такое алкоголизм?
Алкоголизм – это хроническое заболевание, которое может длиться годами и даже десятилетиями. Страдающие им люди фактически одержимы алкоголем и не могут контролировать количество употребляемого спиртного, даже если это вызывает серьезные проблемы дома или на работе.
Существует миф о том, что употребление умеренного количества спиртных напитков не вызывает серьезных физических и психологических проблем и даже полезно для здоровья. Но нередко даже умеренная выпивка заканчивается развитием алкоголизма.
Кстати
На сегодняшний день в России зарегистрировано большое количество центров реабилитации больных алкоголизмом. Методы избавления от зависимости, которыми пользуются большинство из них, относятся к психологическим, когда алкоголик может почувствовать поддержку со стороны окружающих его людей, вернуться в трезвый социум, не растеряв навыков самообслуживания и взаимодействия с обществом.
Центры реабилитации алкоголиков выполняют ряд очень важных задач, способствующих полному восстановлению психологической структуры личности алкоголика, что позволяет зависимым на стадии ремиссии сформировать активную отрицательную позицию в отношении спиртного.
Задачи, которые выполняет любой реабилитационный центр лечения от алкоголизма, заключаются в следующем:
медицинская реабилитация, включающая восстановление утраченных из-за постоянного употребления алкоголя способностей и возможностей организма;
профессиональная реабилитация, позволяющая зависимому от алкоголя реализовать свой творческий или рабочий потенциал, включает в себя профориентационную диагностику и обучение азам новых профессий;
социальная реабилитация, позволяющая алкоголику взаимодействовать с окружающим социумом максимально эффективно и продуктивно, обучающая противостоянию соблазну употреблять алкогольные напитки и многое другое.
Основная цель реабилитационных центров от алкоголизма – формирование у человека и его ближайшего окружения абсолютно новых механизмов общения, которые позволят обходиться без создания стрессовых ситуаций для алкоголика.
Статистика алкоголизма
По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире около 140 миллионов людей, страдающих алкоголизмом, и большинство из них никак не лечится.
Только в США около 30 процентов населения сообщает о наличии эпизодов злоупотребления алкоголем в их жизни.
Результаты исследования канадских ученых показывают, что алкоголь – причина каждой двадцать пятой смерти в мире.
У мужчин риск начать регулярно злоупотреблять алкоголем – 15 процентов. Стать алкоголиком – 10. У женщин риск развития алкоголизма еще выше.
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото из архива мурманского реабилитационного центра.