Лет пятьдесят назад прочитал я в журнале «Юность» стихотворение о любви. Даже не стихотворение, а четверостишие. Его написала семилетняя девочка. Нет-нет, не Ника Турбина. Обычная девочка. Стихотворение было такое: «Любовь – это такое чувство, когда испытываешь такое чувство, такое чувство, которого раньше не чувствовал». По-моему, замечательно.
Следующая неделя начнется у нас с праздника. Во вторник – День Петра и Февронии, День семьи, любви и верности. Дата не меняется с момента учреждения праздника в 2008 году. Не меняются и ценности.
Ценности – важное и значительное слово. А любовь? Еще более значительное, хотя ведь у каждого есть свое определение этого чувства. Есть и у меня. Я думаю, что любовь – это когда «нет роднее души, нет любимей лица». А может быть, это уже и больше, чем любовь?
Очень возможно, что начнется обычное в канун этого праздника сравнение его с Днем святого Валентина. Разговоры о том, что мы придумали свой праздник в пику празднику иноземному. А может быть, все совсем не так? Может быть, мы просто вспомнили историю своей Родины? Вспомнили, пока не поздно. Вспомнили, чтобы потом не учить историю чужую.
Не буду вдаваться в подробности, вы легко их найдете во Всемирной паутине. Скажу только, что католический священник Валентин в третьем веке венчал всех подряд, нарушая установленный церковью порядок, за что и поплатился жизнью. Особых подробностей о его жизни нет, а за прошедшие века появилась масса всевозможных сказочных подробностей. А Петр был князем, который правил в Муроме в начале двенадцатого века. О его жене почти никаких достоверных сведений нет, но они были канонизированы Русской православной церковью еще в 1547 году.
День Петра и Февронии – праздник новый. Мы впервые отметили его в 2008 году. А все новые праздники приживаются очень трудно. При этом не имеет никакого значения, какой праздник – политический, церковный, светский и так далее. Почему? Может быть, потому, что мы очень консервативны. Или потому, что, пережив лихие девяностые, мы до сих пор считаем, что нам не до праздников. Трудно сказать, в чем причина.
А вот в чем разница между Днем святого Валентина и Днем Петра и Февронии, несмотря на кажущуюся одинаковость их сути, я знаю точно. День Петра и Февронии – это про любовь, а День святого Валентина – это про деньги. И только про деньги. Представляю себе, как радостно потирают руки сотрудники самых разных компаний, ожидая начала февраля, предвкушая невиданные барыши от продаж всякой всячины, прямо или косвенно связанной с празднованием Дня всех влюбленных. Еще бы, ведь можно за неделю заработать столько, сколько обычно получается за квартал, а то и полугодие. Этому способствует агрессивная реклама в средствах массовой информации, и мы бросаемся по магазинам, покупая нужную, а в основном совершенно ненужную дребедень.
А может быть, наш День Петра и Февронии не стал таким популярным как раз из-за отсутствия этой агрессивной рекламы? Если так, то пусть ее и не будет. Пусть День семьи, любви и верности останется без коммерческого налета. Не верю, не хочу верить, что миром правят деньги. А мы со временем разберемся, что нам ближе и дороже – любовь или презренный металл.
Андрей ПРИВАЛИХИН