Как улучшить свою кредитную историю? Что нужно, чтобы без визита в страховую компанию подать заявление на выплату по ОСАГО? Каким образом работает самозапрет на кредиты? На эти вопросы читателей «Вечернего Мурманска» ответили специалисты Мурманского отделения Банка России.
Полезный сервис
Что нужно, чтобы без визита в страховую компанию подать заявление на выплату по ОСАГО? Все ли могут воспользоваться дистанционным сервисом?
Николай Р.
Как пояснила руководитель направления экономического отдела Отделения Банка России по Мурманской области Олеся Бачиннова, чтобы зарегистрировать страховой случай и подать заявление на выплату, теперь совсем не обязательно идти в офис страховой компании. Раньше дистанционно подать заявление можно было только тем, кто оформил ДТП по европротоколу и только через портал госуслуг или приложение «Помощник ОСАГО». С этого года страховые компании обязаны принимать заявление на возмещение убытка по ОСАГО от пострадавшего в ДТП онлайн – через свои сайты или мобильные приложения.
Для подачи заявления потребуется авторизация в личном кабинете на онлайн-ресурсе компании. Необходимо заполнить электронную форму, приложить протокол ГИБДД или извещение, оформленное по европротоколу, и другие документы. Осмотр поврежденного автомобиля также доступен в дистанционном формате. Тем не менее за страховщиком сохраняется право при необходимости осмотреть его очно.
– После проверки документов страховая компания пришлет направление автомобиля на экспертизу, а затем организует ремонт или выплатит возмещение, – добавила Олеся Бачиннова. – Если документы вызовут у нее сомнения и вам откажут в выплате, у вас остается право выставить страховщику претензию. Если не получится урегулировать разногласия напрямую, тогда попробуйте оспорить решение через финансового омбудсмена.
На любом этапе урегулирования убытка по ОСАГО автомобилист вправе по своему усмотрению сменить форму взаимодействия со страховщиком. Например, с дистанционного перейти на личное общение в офисе, чтобы представить какие-либо документы, а затем продолжить общаться в онлайн-формате. В то же время остается в силе традиционный способ – автовладелец, если ему так удобнее, может подать документы в офисе страховой компании либо направить заявление по почте.
Финансовый портрет
В моей кредитной истории есть старые просрочки. Это можно как-то исправить, или моя репутация в глазах кредиторов навсегда испорчена?
Ольга П.
Как подчеркнул управляющий Отделением Банка России по Мурманской области Юрий Железняк, кредитная история – это своего рода финансовый портрет человека для банков, работодателей и страховых компаний. В ней собрана вся информация о кредитной активности и обязательствах: где, когда, сколько денег человек брал и вовремя ли их возвращал. И, безусловно, старые просрочки в этом кредитном портфолио мешают поддерживать репутацию надежного заемщика. Проблемная кредитная история – одна из самых распространенных причин отказа в получении кредита или займа.
– Но при желании, если вы хотите и дальше кредитоваться, ее можно и нужно исправить, – отметил Юрий Железняк. – Конечно, не стоит рассчитывать на то, что вам удастся просто стереть плохую кредитную историю или заменить ее на хорошую. Улучшить кредитную историю можно, только показав свою платежеспособность и ответственность. Берите небольшие кредиты и своевременно их гасите. Оформите кредитную карту с небольшим лимитом или купите в кредит недорогую бытовую технику. Если будете вовремя погашать долги, своевременно оплачивать коммунальные услуги и не допускать штрафов, то за пару лет вы сможете заново выстроить хорошие взаимоотношения с банками.
Юрий Железняк рекомендует проверять свою кредитную историю даже тем, кто уверен, что относится к категории благонадежных заемщиков. Не только потому, что эти сведения помогут оценить шансы получить кредит, но и затем, чтобы проверить, не оформили ли мошенники кредит на ваше имя. Также иногда в кредитной истории встречаются ошибки, которые можно исправить после проверки.
– Узнать кредитную историю бесплатно можно дважды в год и неограниченное количество раз за дополнительную плату в каждом бюро кредитных историй (БКИ), где она хранится, – добавил Юрий Железняк. – Стоимость и условия у разных бюро могут отличаться. Для начала необходимо понять, где именно находятся ваши данные. Отправьте запрос в Центральный каталог кредитных историй, например, через портал госуслуг или сайт Банка России, затем уже обращайтесь в каждое БКИ, где хранится кредитная история. Самый простой способ – сделать онлайн-запрос через сайт бюро или получить кредитную историю в офисе в день обращения. Если вы встретили предложение об исправлении или улучшении кредитной истории за деньги, не соглашайтесь – это мошенники. Будьте бдительны. А чтобы ваша кредитная история всегда была хорошей, не допускайте просрочек по кредитам и займам.
Кредиты под запретом
Сейчас развелось много мошенников, которые пытаются оформить кредит с использованием чужих персональных данных. Слышала, что появился новый механизм защиты от подобных посягательств – самозапрет на кредиты. Как он работает и насколько функция самозапрета сама защищена от мошенников, чтобы они не могли ее отменить?
Валентина Михайловна К.
На портале госуслуг доступен сервис, который дает возможность установить запрет на выдачу самому себе кредитов и займов.
– Например, можно поставить ограничения по типу кредитора (банк или микрофинансовая организация) или по форме обращения (офисное или дистанционное), – пояснил Юрий Железняк. – Можно оформить и полный запрет на получение вообще любых кредитов, в том числе на выдачу новых кредитных карт. Иными словами, если вы установите такой запрет, то будьте спокойны: на ваше имя никто не сможет оформить кредит или заем – ни вы сами, ни злоумышленники. С 1 сентября поставить самозапрет можно будет еще и через МФЦ.
Защитить человека от мошенников – главная цель нового сервиса. Поэтому он не распространяется на ипотеку, образовательные и автокредиты, по которым риски мошенничества минимальны.
– Что касается потребительских кредитов или займов, перед заключением такого договора банки и микрофинансовые организации обязаны проверить, не установлен ли у клиента самозапрет на их получение, – уточнил Юрий Железняк. – Если он есть, кредитор должен отказать в услуге. Более того, если финансовая организация проигнорирует запрет и все же оформит кредит, заемщику не придется его погашать.
Самозапрет на оформление кредитов действует бессрочно. Если человек передумал и захотел взять кредит, ограничение можно снять в любой момент. И установка, и отмена – бесплатные процедуры, количество подобных обращений не ограничено. Однако стоит учитывать, что снимается запрет не сразу же, а только через день после того, как информация отобразится в кредитной истории. Такая своеобразная пауза на раздумье необходима, чтобы заемщик мог принять более взвешенное решение и понять, так ли нужен ему кредит или заем, и разобраться в ситуации, если взять деньги его убедили мошенники.
– Заявление об отмене запрета можно заверить только усиленной электронной подписью, которую можно легко оформить через приложение «Госключ», – добавил Юрий Железняк. – Это дополнительная защита от мошенников. Через МФЦ снять самозапрет можно будет с 1 сентября. В этом случае потенциальный заемщик должен будет подписать заявление об отмене самозапрета лично, предъявив паспорт.
Вопрос специалистам Мурманского отделения Банка России можно задать через «Вечерний Мурманск». Обращения принимаются по электронной почте: elenagribova1989@icloud.com. В теме письма желательно сделать пометку «Вопрос Центробанку». Ответы будут опубликованы на страницах «Вечерки».