В преддверии 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне Государственный архив Мурманской области (ГАМО) начал публикацию документов предвоенного и военного времени. Помимо официальных бумаг, хранящихся в ГАМО, обнародуются и документы, которыми располагают другие ведомства, в частности, Управление ФСБ по Мурманской области. Публикация этих материалов сопровождается комментарием, который подготовил председатель совета ветеранов УФСБ России по Мурманской области, подполковник Александр Чемерский.
Временное убежище
То, что осенью 1939-го – весной 1940 года мурманский порт стал на время убежищем для судов Германии, хорошо известно. Начало Второй мировой войны застало многие корабли немецкого торгового флота вдали от родных берегов – одних в море, на переходах, других – во время разгрузки в иностранных портах. В ответ на агрессивные действия Германии флот Великобритании получил задачу перехватывать немецкие суда. А те, что были в портах дружественных Англии государств, оказались под угрозой реквизиции. Путь в Германию был для немцев закрыт, что и вынудило их искать спасения в портах нейтральных стран.
Понятно, что заход немецких пароходов в Мурманск был санкционирован правительствами СССР и Германии. Но вот для мурманчан, судя по всему, это стало полной неожиданностью.
«С 5 по 11 сентября 1939 г. в Мурманский торговый порт прибыло шесть германских коммерческих пароходов разного тоннажа, – пишет в докладной на имя Лаврентия Берии начальник УНКВД Мурманской области Дмитрий Горик. – Кроме германских судов в порту стоят пароходы других государств: английских 4, норвежских 7, латвийских 1, эстонских 1, греческих 1. Весь этот флот стоит на рейде и правом схода команде на берег не пользуется. В ближайшее время ожидается прибытие до 30 английских пароходов, возвращающихся из Карской экспедиции, но по указанию совфрахта также будут задержаны в Мурманске».
Ситуация необычная: в одном порту стоят суда государств, находящихся в состоянии войны. Но это дело дипломатов. У чекистов же своя головная боль: они просто не в состоянии обеспечить агентурным сопровождением такое количество иностранцев. Напомним, что с
1 сентября 1939 года Мурманск был объявлен закрытым городом. А тут прибыли тысячи людей, не имевших въездной визы в СССР.
Из Москвы подтягиваются германские дипломаты. Да, они начинают выстраивать диалог между своими соотечественниками и местными властями. Но у некоторых гостей другие задачи, и это не проходит незамеченным советской контрразведкой.
Серьезный противник
«С 27 ноября 1939 года и по настоящее время в Мурманске безвыездно проживает помощник германского военного атташе Ауэрбах Эрих, – пишет Дмитрий Горик в докладе Берии. – В городе Мурманске Ауэрбах ведет себя
обособленно, внешне не проявляет инициативы к завязыванию знакомств, в высшей степени осторожен, перепроверяется, постоянно применяет попытки к расшифровке наблюдения и отвода от себя внимания на ложные связи. Для освещения деятельности Ауэрбаха и других возможных представителей германского посольства по городу Мурманску УНКВД располагает достаточной агентурно-осведомительной сетью. Настоящая агентура расставлена в порту, интерклубе, инфлоте, гостинице – местах его нахождения. Указанная агентура фиксирует только внешнее поведение Ауэрбаха. Близкое отношение с Ауэрбахом установил только один агент «Кузьмин», которого он пытается обработать с целью вербовки».
Ауэрбах оказался очень активным агентом. Больше всего его интересует состояние Северного флота. Под предлогом посещения стоянки немецких кораблей в Западной Лице он на катере восемь раз проходит весь Кольский залив. Его сопровождают офицеры Северного флота, но немец подмечает то, что ему надо. Русским языком он владеет, поскольку долгое время жил и работал в СССР. «Пребывание Ауэрбаха в Мурманске мы рассматриваем прежде всего как проведение разведывательной деятельности на Кольском полуострове и побережье», – делает вывод Горик.
Неудачливый контрабандист
Мурманские чекисты тоже ведут работу по вербовке агентов из среды немецких моряков. После получения пропуска на берег некоторые из них начинают баловаться контрабандой. В одном из документов описывается, как при помощи агента «Северный» один такой торговец был приглашен на квартиру якобы для покупки у него контрабандных товаров. Здесь его взяли с поличным, составили протокол и пригрозили сообщить начальству о данном инциденте.
«Учитывая его тяжелое моральное состояние и боязнь ответственности перед германскими властями за данный поступок, нами было сделано заявление, что мы можем пойти навстречу его желанию и дело его прекратится в том случае, если он изъявит согласие работать для советской разведки. Став перед фактом невозможности отказа, дал согласие на сотрудничество, избрав псевдоним «Карл Георг», при этом была отобрана обстоятельная расписка с оформлением получения денег на сумму 1000 рублей от органов НКВД не как в счет уплаты за отобранные у него товары, а как от секретного сотрудника», – указывается в отчете НКВД.
За все надо платить
Приход пароходов Третьего рейха создал проблемы не только для НКВД, но и для портовых властей. Например, возник вопрос, в какой валюте производить обслуживание судов.
Немцы требовали освобождения их от корабельных и лоцманских сборов, аргументируя это тем, что используют порт Мурманска в качестве убежища. Требования немецких капитанов превышали возможности мурманского порта и значительно осложнили его работу. Дошло до того, что у портовиков стали накапливаться долги перед обеспечивающими и снабжающими организациями и даже по зарплате перед рабочими.
Кроме мурманского порта в документах УНКВД по Мурманской области упоминаются другие места, где получили укрытие немецкие суда. Это якорные стоянки в Териберке, Йоканьге (ныне Гремиха) и губе Западная Лица.
Незавидная судьба
Среди стоявших в мурманском порту германских судов заметно выделялся океанский лайнер «Бремен». В то время он считался одним из самых быстроходных и комфортабельных пассажирских судов мира. Его построили в Бремене в 1929 году, и в первом рейсе через Атлантику лайнер установил рекорд плавания, пройдя маршрут за четверо суток 17 часов 42 минуты с фантастической скоростью 27,9 узла.
Война застала «Бремен» в Нью-Йорке, откуда он сумел выскользнуть, хотя англичане просили американцев задержать судно. Далее началась гонка в Мурманск. Лайнер развил скорость 32 узла и смог оторваться от караулившего его в Северной Атлантике английского флота. Путь от Нью-Йорка до Мурманска «Бремен» прошел за шесть суток 13 часов 36 минут, преодолев 4045 морских миль, или 7491 километр.
В Мурманск лайнер-беглец прибыл 6 сентября 1939 года. Как пишет мурманский краевед Владимир Сорокажердьев, «Бремен» здесь встречали сотрудники германского посольства, наркомата иностранных дел, Главного морского штаба. Документы НКВД уточняют: первыми на борт лайнера в нарушение всех правил поднялись офицеры Северного флота. Они предложили капитану устроить стоянку в Сайда-Губе. Как предполагает Александр Чемерский, военные моряки рассчитывали поместить плавучий отель с рестораном поближе к штабу флота, находившемуся в Полярном. Но германский капитан решительно возражал.
Сохранились воспоминания Валентина Бережкова, который в качестве переводчика посетил «Бремен» в мурманском порту. Чуть позже он станет помощником наркома Молотова, переводчиком Сталина, а затем журналистом-международником.
«Мы поднялись на главную палубу, – вспоминал Бережков. – Капитан Аренс поблагодарил за предоставленную возможность укрыть-ся в Мурманске, угощал пенистым мюнхенским пивом из бочонка и ароматными сосисками с квашеной капустой. Затем нам устроили экскурсию по судну. Роскошные рестораны, музыкальные салоны, курительные комнаты, плавательный бассейн, закрытые и открытые прогулочные палубы с рядами шезлонгов, площадки для спортивных игр и, наконец, со вкусом обставленные каюты со всеми удобствами – весь этот комфорт говорил об исключительной заботе о путешественниках. Но пассажиров на борту не было. Зато команда состояла почти из тысячи человек. Она оставалась на судне, пока подготавливалась и оформлялась их эвакуация».
Уже 18 сентября 1939 года на причал подали два железнодорожных состава с купейными вагонами, и поезда с небольшим временным интервалом двинулись в Ленинград, где морякам «Бремена» предстояла пересадка.
Сам же «Бремен» покинул Мурманск 6 декабря 1939 года и уже 13 декабря прибыл в Германию. Дальнейшая судьба его оказалась незавидной. В марте 1941 года по вине одного из членов экипажа на борту лайнера возник пожар. Судно было настолько повреждено, что его отправили на металлолом. То, что не удалось англичанам, сделали сами немцы.
Андрей КИРОШКО
Использованы материалы из группы в «ВК» «Государственный архив Мурманской области»