Мурманск 1944 – май 1945 гг.
Мы завершаем цикл статей, посвященных жизни Мурманска в годы Великой Отечественной войны. Они публиковались в номерах «Вечерки» за 12, 19 и 26 апреля, а также за 3 и 17 мая. Сегодня в фокусе нашего внимания будут события 1944-го – первой половины 1945 года.
Передовикам – добавка
25 ноября 1944 года в Кольский залив прибыл очередной караван судов. Несмотря на приличную в то время механизацию порта, а судя по книге Бориса Романова, в порту уже имелось 66 кранов, график разгрузки и выгрузки выдерживать не удавалось. Как пишет в своем дневнике первый секретарь Мурманского обкома партии Максим Старостин, происходило это из-за плохой организации. Он не конкретизирует ситуацию, поэтому мы можем только предположить, что ответственные за разгрузку судов лица действовали по старинке. Им было проще направить на причалы бригады грузчиков. Переход на механизацию труда менял почти полностью всю логистику процесса, к нему попросту не готовились, хотя прекрасно понимали, что ручной труд менее эффективен. Понадобилось время, чтобы краны, лебедки и прочее оборудование заработало на полную мощь.
Для того чтобы дело на причалах шло быстрее, Иван Папанин издал приказ о дополнительном питании рабочих за перевыполнение сменных заданий. Да, в начале 1944-го с продовольствием еще были проблемы, и оно выступало в качестве стимула. Деньги куда меньше волновали работяг. Государство не скупилось на премии, и наличность у портовиков была. Не случайно Папанин в своем приказе четко прописал, что харчи для передовиков оплачиваются ими самими.
Подобная стимуляция вкупе с организационными изменениями стала давать результат. Если по первому и второму караванам навигации среднесуточная выгрузка составляла 3264 тонны при общем количестве грузчиков 4708 человек, то на разгрузке третьего каравана (12 судов США и Англии с 88,9 тысячи тонн груза) была достигнута среднесуточная выгрузка 5723 тонны при 3798 грузчиках.
Четвертый караван навигации в составе 23 судов под флагом США со 170,8 тысячи тонн груза прибыл в Мурманский порт в период с 21 по 24 февраля 1944 года. По количеству грузов это был наибольший караван за время войны. Для его обработки А. И. Микояном был утвержден жесточайший график, согласно которому разгрузка всех судов и погрузка их товарами на экспорт должны были быть закончены к 29 марта 1944 года. Караван был обработан портовиками на четверо суток раньше.
В апреле завершилась обработка последнего в навигацию каравана. Всего с 1 января по 29 апреля 1944 года порт обработал 75 судов, выгрузив 529,1 тысячи тонн импортных грузов и погрузив 30,5 тонны грузов на экспорт. Если в январе порт выгружал караваны судов с опозданием против правительственного графика на три-четыре дня, то в апреле караван из 27 судов был обработан на 10 дней раньше срока.
Поднятая целина
Теперь перенесемся в сам город и посмотрим, какие задачи решались горсоветом Мурманска в 1944 году. Заседание 4 февраля 1944 года началось со списания с баланса мурманских предприятий и организаций имущества, уничтоженного в ходе авианалетов. Гордиев узел разрубили просто – списать и забыть.
Дальше интересней. Февральские заседания горсовета больше напоминают собрания сельсовета перед началом полевых работ. Подсчитываются посевные площади, которые закрепляются за каким-либо предприятием или организацией. Четко прописывается, что и где нужно сажать и кто за это отвечает. Всего по подсобным предприятиям города планируется засеять 320 гектаров (против 248 в 1943 году), а также поднять целинных земель 120 гектаров, из которых в 1944 году засеять 48. И еще убрать камни с 500 гектаров и произвести осушение на 40 гектарах.
Главные культуры для посева – картофель, капуста, морковь, турнепс. Ожидаемый урожай: картофеля – 100 центнеров с гектара, столько же по другим овощам, капусты – 120 центнеров с гектара. Не забыли про парники и теплицы, которых по плану должны разбить более четырех тысяч первых, а вторых на площади более пяти тысяч квадратных метров.
Скрупулезно учитывается скот. Большая часть крупного рогатого скота пасется при предприятиях – 243 головы, у частников – 28. Хрюшек у организаций 574 штуки, у граждан – 15. Зато последние обогнали государство по числу коз – 246 голов, у организаций – ноль. С овцами не густо, их всего четыре штуки (в 1943 году было пять). Домашней птицы нет вообще.
Но настоящей головной болью для городских властей являются лошади. Они – главная тягловая сила не только грядущих сельхозработ, но и городского хозяйства и предприятий. Лошадок не щадят, эксплуатируя их, как говорится, и в хвост и в гриву. В основном это отощавшие клячи. Поэтому принимается решение о сокращенном для них рабочем дне, а некоторых животных отправляют на отдых и откорм. Всего в городе 253 лошади (в 1943 году было 260).
Резким диссонансом с голодным 1942 годом выглядит решение горсовета пустить хлебные сметки на изготовление клея для развешивания объявлений. То есть в 1944 году с хлебом в городе все нормально, а вот с другими видами продуктов не очень.
Одним из кардинальных решений горсовета в начале 1944 года становится восстановление конторы главного архитектора, которая не работала с 1941 года. Главный архитектор А. П. Крылов трудился до 1944 года в отделе городского хозяйства на должности инженера. И вот настало его время. В 1944 году планируется строительство новых домов, а не только ремонт, как было в 1942–1943 годах. Новостроек немного, в основном отводят земли для домов портовиков и железнодорожников – главной ударной трудовой силы Мурманска. Двухэтажные деревянные дома портовиков, построенные на углу улиц Челюскинцев и Карла Либкнехта, прослужили очень долго и были снесены только в 20-х годах нынешнего века. А вот конторе «Заготзерно» и вовсе разрешают строить каменный дом площадью 2500 метров на улице Шмидта. Обязательное условие: на первом этаже – магазин, а в подвальном помещении – убежище второй категории.
В город начинают возвращаться люди из эвакуации. И – невиданное дело! – в Мурманске появляются неработающие граждане. 45 мужчин и 1080 женщин – это же целый полк! Их тут же берут на учет и начинают привлекать к трудовой мобилизации.
Рекорды грузчиков
Пока в городе засевают огороды, развозят навоз, возводят новые и ремонтируют старые дома, в порту тоже идет работа. В этот раз каникулы у портовиков получились недолгими: уже 8 сентября 1944 года под разгрузку становится конвой IW-60A. Тут надо отметить, что обработка союзных караванов в этот период шла одновременно с огромной работой по обеспечению Петсамо-Киркенесской операции. Производилась погрузка судов, следующих в различные пункты побережья, полным ходом действовала и переправа Мурманск – Мишуково.
К этому времени учебно-курсовой комбинат порта подготовил 668 лебедчиков, 339 механизаторов, 196 весовщиков и т. д. Грело душу еще и то, что летом и осенью собрали 832 центнера овощей, выловили 910 центнеров рыбы, получили 92 центнера мяса, заготовили 390 центнеров дикоросов.
Конвой состоял из 12 американских пароходов и одного английского. Основную массу грузов составляли тяжеловесы (паровозы, платформы, танки, краны, стандартные дома). Начальник 5-го района У. И. Шейн и прораб Орлов предложили работать не только судовыми тяжеловесными стрелами, но и спаренными береговыми кранами, что значительно ускорило выгрузку.
29 октября в порт прибыл очередной караван (конвой IW-60B) в составе 13 транспортов с 94 067 тоннами груза. Разгрузка велась строго по графику, и общая продолжительность ее составила 16 суток. За успехи в работе 23 бригады грузчиков удостоились названия «фронтовых», а сам порт завоевал переходящее Красное знамя НКМФ и премию 115 тысяч рублей.
Конвой IW-61 прибыл в Мурманск в начале декабря 1944 года в условиях полярной ночи. Но это уже не была ночь 1941–1943 годов, и грузовые операции производились при полном освещении!
С февраля 1945 года в связи с тем, что караваны стали прибывать в Мурманск по одному в месяц, порт начал получать плановые задания помесячно. Но союзникам было глубоко наплевать на соцсоревнование: они отправляли конвои, когда те были готовы. Мартовский конвой пришел только 21 марта, и у портовиков оставалось всего 10 дней, чтобы его разгрузить. Успели.
Все подразделения порта с 1 февраля были переведены на хозрасчет. Новые условия оказались трудными для портовиков. В частности, второй район, трижды занимавший первые места и получивший за успешную работу по обработке караванов премии, в то же время принес порту убыток в 547 тысяч рублей, так как не смог освоить хозрасчет – только перерасход зарплаты ввиду оплаты авральных и сверхурочных по району составил 141 тысячу рублей, да еще больше 100 тысяч рублей район потерял за счет увеличения коэффициента перевалки.
Последний конвой JW-67 пришел в Мурманск 22 мая 1945 года. И, может быть, главным признаком полностью наступившего мира явились действия бухгалтерии, переставшей принимать к оплате табеля за сверхурочную работу.
За годы войны Мурманский порт переработал в общей сложности 1 680 000 тонн импортных, 816 984 тонны военных и народнохозяйственных грузов, обработал 351 судно и отправил 12 814 вагонов с грузами по железной дороге. При этом было ранено при авианалетах 317 портовиков, а 103 погибло. В порту четырежды обновлялся состав рабочих-грузчиков и оперативно-командных работников, что заставило своими силами подготовить 13 468 специалистов массовых профессий.
В помощь порту Кировский райком, Мурманский горком и Мурманский обком ВКП(б) организовали 95 воскресников, в которых приняли участие свыше 52 тысячи мурманчан, бойцов Карельского фронта и моряков Северного флота.
Весна 45-го
А теперь посмотрим, как встретил победный 1945 год Мурманск. Обратимся к документам горсовета и материалам «Полярной правды».
Разрушенный город надо было восстанавливать. Строительные профессии становятся очень популярными. «Полярная правда» призывала всех дополнительно к имеющейся специальности освоить и какую-либо строительную. Власти поощряли возведение частных домов. Если человек хотел построить собственное жилье, то ему необходимо было с заявлением обратиться на свое предприятие, которое помогало получить стройматериалы и ссуду в банке на 10 лет. Будущий хозяин сам решал, какими будут его жилище и уровень удобств в нем.
После трехлетнего перерыва в Мурманске вновь начал работать драмтеатр. Весной 1945 года он находился в здании ДК моряков, которое специально для этого отремонтировали одним из первых в городе. Первой постановкой, которую мурманчане увидели после длительного перерыва, стала комедия Грибоедова «Горе от ума». Военная тема была представлена спектаклем «Так и будет» Константина Симонова. Для детей подготовили «Хрустальный башмачок» Тамары Габбе, для рыбаков – комедию Гольдони «Рыбаки», для любителей классики – «Без вины виноватые» Островского.
Незадолго до открытия театра мурманские почитатели высокого искусства могли присутствовать на концертах Ленинградской филармонии, приехавшей с гастролями в Мурманск. Особым успехом пользовался джаз под руководством гитариста Б. Градского.
В апреле 1945 года появляется постановление Мурманского исполкома о благоустройстве города. Пожалуй, самым важным пунктом в документе является запрет посадки картофеля и других овощей в скверах и на газонах. Взамен власти выделяли собственникам участки земли в других частях города. Уже к 1 июня планировалось привести в порядок номерные знаки домов, фонари, флагодержатели, номера подъездов и квартир. К этому же сроку надо было отремонтировать ларьки, киоски, павильоны, витрины, а негодные или не подлежащие ремонту – снести. К 15 июня должны были обновиться тротуары, лестницы, заборы, ворота и уличные урны. К 1 сентября хотели закончить ремонт фасадов и благоустройство и озеленение дворовых территорий.
Из всего вышеперечисленного в городе только огороды убрали. Все остальное так и осталось в планах. В конце мая 1945-го «Полярка» вышла с разгромной статьей, посвященной чистоте, точнее ее отсутствию, в Мурманске. Стройматериалов нет, инструментов не хватает. Из-за этого даже субботники не могут спасти положение. Люди приходят, но вооружить их на борьбу с грязью нечем.
В первом квартале 1945 года в городе собирались возвести два восьмиквартирных двухэтажных рубленых дома. Особо подчеркивалось, что новые дома должны быть оборудованы водопроводом, канализацией и туалетом. Это было коренным отличием от двухэтажных бараков довоенных проектов. Власти также озаботились созданием ливневой канализации. Только на проектно-сметные работы выделялось два миллиона рублей. Наконец-то центр Мурманска должен был перестать с весны до осени превращаться в болото.
Весной началась подготовка к посевной. В 1945 году на пожарищах уже не разбивали огороды, на них планировалось строить новые дома. Люди получили землю на целине, о поднятии которой подумали еще 1944 году.
Победа!
«Был третий час утра, – пишет в «Полярной правде» Константин Тюляпин, проведший все годы войны в Мурманске. – Над Мурманском шел снег, но никто не замечал этого. Победа! В несколько минут оживились пустынные улицы, тысячи трудящихся вышли из домов. Даже дети проснулись и с криками «Победа, победа» бежали, обгоняя взрослых. Разве можно пропустить такой час! Над городом, над заснеженными сопками Кольского залива поплыла величественная симфония гудков стоящих на рейде кораблей. На мачтах взвились победные флаги. Взметнулись сотни ракет, расчертив утреннее небо фейерверками всех цветов, поднялись сверкающие аэростаты с огромными лозунгами «Слава Красной Армии». Выбегая на улицу, люди, никогда не встречавшиеся ранее, бросались на шею друг другу и плакали как самые близкие родные при встрече после долгой разлуки. Я видел, как девушка, первая выскочившая на проспект Ленина и никого не встретив, бросилась к ночному сторожу у магазина: «Дедушка, с Победой!». «С праздником, касатка», – в глазах девушки и старика стояли слезы».
Война нанесла Мурманску огромный ущерб. В городе были полностью или частично разрушены около полутора тысяч домов – более половины жилищного фонда. Не осталось ни одного неповрежденного производственного здания. Общий ущерб от разрушений и пожаров превысил 700 миллионов рублей. От авианалетов погибло 466 мурманчан и несколько тысяч было ранено.
Андрей КИРОШКО.
Использованы материалы Государственного архива Мурманской области, Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки, Мурманского областного краеведческого музея.