Пройтись по знаменитому ледоколу отныне могут все желающие
"Второго такого корабля вы нигде не увидите! Он уникален тем, что почти не изменился с момента постройки", — начиная экскурсию, заверяет капитан "Ленина"Александр Кастерин. С недавних пор на ледокол бесплатно пускают всех желающих, правда, в специально отведенное для этого время: с понедельника по пятницу в 12.00, в субботу и воскресенье в 11.00 и 13.00.
И бетон рубить может
Это самый настоящий город, в котором 1200 помещений. Есть свой аэродром с вертолетной площадкой, бассейн, целый завод механических и электромеханических мастерских. В госпитале — хирургия, реанимационный кабинет, стоматология, лаборатория. "Я уже не говорю про жилые палубы и отсеки управления ледоколом, — поясняет капитан "Ленина". — Посмотреть все мы, конечно, не сможем, но я постараюсь показать самое интересное".
Первое впечатление от кают-компании корабля: в большом светлом помещении с множеством иллюминаторов стоят тяжелые деревянные столы, стены декорированы панелями из ореха, клена, красного дерева.
- В принципе ледокол может колоть любой лед. С небольшого хода — даже рубить бетон, — удивляет присутствующих капитан. — Известно, что "Ленин" справлялся с льдинами 12-метровой толщины.
Все до последней гайки на "Ленине" изготовлено в Советском Союзе. Свыше 510 предприятий принимало участие в его строительстве. Ученые пробовали новое, пытаясь создать лучшее. Например, марку стали, которую в судостроении до этого вообще не использовали.
В первый раз
Строили ледокол с русским запасом. Ведь никто не знал, какие нагрузки придется испытывать в Арктике. Толщина стали 54 миллиметра. Ледокол выдерживал нагрузку 1200 тонн на квадратный метр в носовой части, 800 — в кормовой. В процессе работы выяснилось, что нагрузок более 600 тонн корабль не испытывает. Поэтому следующие ледоколы строились с меньшей толщиной корпуса.
Когда приняли решение установить на ледоколе более современные реакторы, выгрузили топливо, подрезали корпус снизу, вывели ледокол в Карское море, подорвали днище, оно с реакторами опустилось на грунт. "Ленина" после этого отбуксировали в Северодвинск, где установили ему новое "сердце".
Вообще на атомоходе происходило много событий с присказкой "в первый раз". Даже спутниковое телевидение впервые испытывали на его борту.
После катастрофы на Чернобыльской атомной станции, несмотря на то, что ледокол был готов к работе, его вывели из эксплуатации. Но "Ленин" стал полезен и после остановки своих реакторов. В 90-х годах заканчивался ресурс основных действующих ледоколов страны. Никто не знал наверняка, что происходит с оборудованием атомного реактора в процессе эксплуатации. Тогда на первый атомоход пришли ученые и, изучив его реактор, существенно продлили ресурс действующих ледоколов.
Гости на борту
"Ну а теперь пойдемте посмотрим ледокол", — приглашает его нынешний хозяин. На корабле два основных отделения: носовая и кормовая части. Между ними центральный отсек, в котором находятся реакторы. Сейчас один из них забетонирован, другой пустой, топливо выгружено.
- Со временем, возможно, и туда будем экскурсии водить, — говорит капитан. — Ничего опасного в этом нет. Радиационный фон внутри корабля даже меньше, чем на улице — здесь нет фона солнца. Но чтобы войти, нужно несколько раз переодеться, а после принять душ. Согласитесь, не очень удобно.
Следующая остановка — на посту энергетики и живучести. Сейчас здесь безлюдно. Но во время походов ледокола была совсем другая обстановка. Ведь отсюда происходит управление всеми основными механизмами атомохода. Здесь же сидят специалисты, наблюдающие за работой реакторов. Все кнопки по управлению его работой выведены на пульт.
- Вот этим небольшим черным тумблером меняли мощность реактора, — показывает Александр Кастерин. — Скорость изменения — один процент в секунду.
В крошечной комнате судового музея собраны мелочи, которые, собственно, и формируют историю корабля: список первого экипажа, сигнальные шашки, остановившиеся часы, портреты и бюсты человека, в честь которого назвали корабль, фотографии разных лет и многое другое.
На одном из снимков — медведь. "Двух медвежат в разное время подбирал экипаж ледокола, — улыбается Александр Кастерин. — Один был отдан в Киевский зоопарк, где второй — неизвестно".
Последние остановки экскурсии на мостике и в салоне капитана. "Вот в этом кресле сидел король Норвегии, здесь, на диване, — Юрий Гагарин, — показывает капитан. — Ледокол посещали кубинский лидер Фидель Кастро, президент США Ричард Никсон и многие другие известные люди. Теперь же его могут посмотреть все желающие".
Ресторана не будет
О предстоящих переменах на ледоколе пока можно говорить лишь с присказкой "скорее всего". Определенности по этому вопросу еще нет, есть лишь идеи. Скорее всего, на атомоходе будет конференц-зал. Он расположится в кормовой части корабля, специально под него там вырежут каюты. Вероятно, в столовой экипажа будет основная экспозиционная площадка. Возможно, будет несколько гостевых кают. Точно известно, что на борту не будет постоянно действующей гостиницы, так же, как и ресторана.
Планируется, что "Ленин" станет памятником истории и культуры федерального уровня. "Объем работ здесь не на один месяц, — комментирует капитан. — Они начнутся в ближайшее время с важных мелочей: положат линолеум, укрепят рубку дежурного офицера, отремонтируют туалеты. Главное — как бы ни изменился ледокол, стиль и дух времени будут сохранены".
Дмитрий СУРКОВ.
Фото
Константина БРАЙЦЕВА.
#Архив