Преступления, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, приобретают у нас характер эпидемии. Эта тема даже обсуждалась на оперативном совещании в областном правительстве в минувший понедельник. Цифры, которые привел на этом совещании губернатор области Андрей Чибис, вызывают оторопь – оказывается, за 9 месяцев этого года жители Мурманской области отдали мошенникам полмиллиарда рублей!
Киберпреступники, поднаторевшие в своем неправедном промысле и постоянно его совершенствующие, настолько продвинулись в нем, что, кажется, каждый из нас прямо или косвенно сталкивался со случаями телефонного мошенничества. Самое время раздавать советы, которые помогут уберечься от этой напасти. Но ведь универсальной формулы безопасности не существует.
Можно просто не отвечать на телефонные звонки с незнакомых номеров. Благо сейчас продвинутые определители номера предупреждают нас: «Есть жалобы! Возможно, это спам!». А если вы действительно кому-то понадобились, то они найдут способ связаться с вами – например, напишут смс. Совет дал, но сам никогда им не пользуюсь. Я отвечаю на все телефонные звонки, поступающие на мой номер. Наверное, в силу профессии. А вдруг сообщат сенсационную новость, и я буду первым, кто о ней «прокукарекает»?
Так что мне самому приходится искать другие выходы. Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что заподозрить что-нибудь неладное можно практически с самого начала телефонного разговора. Мошенники, да и не только они, но и навязыватели всевозможных ненужных вам услуг, действуют очень нахраписто, не оставляя нам времени для принятия правильного решения. Вот и я действую так же. Если звонят из «службы безопасности банка» и сообщают о подозрительной активности, я отвечаю, что у меня нет счетов в их банке. «Старшему лейтенанту полиции» представляюсь полковником из той же организации. Работникам зубоврачебных клиник с удовольствием сообщаю, что у меня во рту нет ни одного своего зуба. Ну и так далее в том же духе. Вот пару дней назад в Интернете вычитал такую модель поведения. Женщине, имеющей только взрослую дочь, позвонил «сын» и сказал, что насмерть сбил человека. Материнский совет был такой: «Подбери сопли, пришей свидетелей и сматывайся». Представляю, как обалдели мошенники!
Во всех этих советах изрядная доля шутки, и я вовсе не призываю им следовать. Впрочем, есть действительно универсальный совет: если почувствовали хоть что-то неладное – кладите трубку.
Как-то моей маме позвонил «я» и истерично сообщил, что сбил на машине человека и что срочно нужны деньги. Мама тут же прекратила разговор и позвонила мне. Выяснила, что у меня все в порядке (мы живем в разных городах), что я никого не сбивал, а сижу дома.
На днях, переключая телевизионные каналы, наткнулся на малюсенький фрагмент очередного полицейского сериала. Капитан полиции глубоко вздохнул, сокрушенно покачал головой и сказал: «Мне кажется, что нам будет легче изловить всех киберпреступников, чем убедить граждан не вестись на их уловки».
Ну а как не вестись? Ведь в большинстве случаев нам предлагают либо безопасность, либо помощь. И то, и другое нам необходимо. И все же мы сами обеспечим себе больше безопасности и помощи, если просто положим трубку.
Андрей ПРИВАЛИХИН.