Кто хоть раз попадал в ДТП, даже несерьезное, знает, что это во всех отношениях неприятная ситуация. В том числе в плане временных затрат. Порой ждать приезда полицейских приходится не по одному часу. А если прибавить к этому сложные погодные условия и, как следствие, буксующие машины и общественный транспорт, то пиши пропало! «Стыковок» в городе много, дежурных экипажей мало, движение стоит.
Вот уже несколько месяцев наряду с мурманскими автоинспекторами в областном центре дежурит народная дружина «Заполярье». Наверняка многие горожане видели их автомобили с соответствующей желто-черной раскраской. Кто эти люди? Какую помощь оказывают попавшим в аварию водителям? Как можно с ними связаться? И ради чего они ежедневно и безвозмездно готовы заступать на службу? Об этом и многом другом мы говорим сегодня с председателем общественной организации «Специализированная народная дружина по безопасности дорожного движения в Мурманской области «Заполярье» Евгением Шумским, проработавшим в Госавтоинспекции более 25 лет, и членом дружины Александром Кузнецовым.
Бизнес не остался в стороне
Дружина была образована в мае прошлого года, однако реально начала действовать только в сентябре. «Заполярье» имеет небольшой офис с телефоном и компьютером, две машины с логотипами и восемь человек личного состава. Пятеро – бывшие сотрудники Госавтоинспекции, трое – «гражданские». Дружину курирует руководитель отдельного батальона ДПС ГИБДД УМВД России по Мурманской области. Примерно треть аварий, происходящих на дорогах Мурманска, оформляют именно участники народной дружины «Заполярье».
– Вы оказываете автолюбителям бесплатную помощь, сами работаете безвозмездно, но нужно платить за аренду офиса, бензин, аппаратуру. За счет каких средств вы существуете?
– Как общественная организация мы живем за счет членских взносов и добровольных пожертвований, – говорит Евгений Шумский. – Нам помогает один бизнесмен – бывший сотрудник правоохранительных органов. Он помог с офисом – снял на полгода и с безвозмездной арендой двух автомобилей. Он же частично компенсирует расходы на бензин. Порой мы приходим к руководителям различных организаций, рассказываем о нашей работе, просим оказать помощь. Свою помощь предлагаем взамен. Например, если это какая-то автобаза, то мы говорим, что готовы выезжать на все ДТП с участием их машин, консультировать попавших в аварию водителей. За каждый вложенный в нас рубль мы готовы отчитываться.
– Как мурманчане могут вызвать вас на место ДТП?
– Вызов идет к нам напрямую по телефону горячей линии 75-33-00. У нас есть группа в социальной сети «ВКонтакте». Большую часть информации получаем именно оттуда. Кроме того, мы сотрудничаем с одной из мурманских радиостанций. Водители часто передают туда информацию об авариях, а ведущие – в эфир. О ДТП по телефону нам сообщают также знакомые и друзья, а также неравнодушные к проблемам города граждане.
– А если говорить о скорости приезда на место происшествия? Вот, например, вам поступил вызов. Через какое время вы будете на месте и какую именно помощь станете оказывать?
– Мы стараемся прибыть как можно быстрее – в течение 10-15 минут. К сожалению, так получается не всегда. Мы приезжаем, огораживаем место происшествия, начинаем производить замеры, фото- и видеосъемку. Как можно скорее освобождаем проезжую часть. Если есть необходимость, организовываем объезд для автомобилей, то есть меняем схему движения (допустим, если остается только одна полоса), если есть пострадавшие, оказываем им помощь, выявляем свидетелей, берем у них показания. Представьте, вы управляете автомобилем, попали в аварию. По нынешнему законодательству в определенных случаях водители сами должны все оформить и не мешать проезду других автолюбителей, то есть составить самостоятельно схему ДТП, произвести фотосъемку и убрать автомобили с проезжей части. Далеко не все могут ту же схему аварии начертить. А бывают и такие ситуации, когда в вашу машину врезались, нарушитель согласился, что вина его, а потом отказался от своих заявлений. И ваш ущерб в 50, 70, 100 тысяч завис в воздухе. Долго потом судиться будете. А с документами, которые оформим мы, вы смело можете хоть в страховую, хоть в суд отправляться.
Пока ноги ходят, чего дома-то сидеть?
– Не все в Мурманске знают про вашу дружину, кто-то ведь может сказать, что вы не сотрудники ГИБДД, а значит, не имеете права вмешиваться в конфликт других водителей. Было такое?
– Было. Далеко не все знают, кто мы такие. Для мурманчан это ново, поэтому часто спрашивают, на каком основании мы приехали.
Недавно был еще один неприятный случай – на нас поступила жалоба. Дело было так. Люди попали в аварию, сообщили об этом в ГИБДД, прождали шесть часов. После этого информация появилась у нас, мы приехали в течение 30 минут и оказали помощь. А нас еще обвинили, что мы долго ехали. Наверное, не поняли, кто мы, хотя мы всегда представляемся, показываем документы. Очень обидно, но это издержки работы.
Кто нас знает, отзывается только хорошо. Отзывы и пожелания можно оставить у нас в группе в «ВКонтакте» или написать лично и привезти в наш офис.
– Скажите, по каким соображениям вы вступили в дружину? Родные не возмущаются: мол, тратите свое личное время, да еще и денег за это не получаете?
– Хотелось оказывать помощь горожанам и городу, – комментирует Александр Кузнецов. – Бывших сотрудников, как говорится, не бывает. К тому же посмотрите, что сейчас творится на дорогах. Из-за незначительной аварии перекрывается все движение, пробки возникают буквально на пустом месте. Люди нервничают, ругаются, кто-то на работу опаздывает. Мы и «разруливаем» подобные ситуации. Насчет родных… Они привыкшие уже. Вот у меня дети взрослые, живем с женой вдвоем. Почему бы не поработать? Пока ноги ходят, чего дома-то сидеть?
– Приведите пару интересных примеров из практики вашей службы.
– Первые снегопады помните? Что у нас в Ленинском округе творилось? – говорит Евгений Шумский. – На улицах Свердлова и Домостроительной фуры подняться не могли. Мы приехали туда и привлекли на помощь фронтальный погрузчик. Остановили его и попросили помочь, все как надо в путевке отметили. И он таскал грузовики на подъем. Иначе просто все движение бы встало на несколько часов.
Вечером 31 декабря мы выезжали на серьезное ДТП. Маршрутка мчалась вниз от Семеновского озера. Водитель, как зачастую бывает, одновременно и по телефону разговаривал, и сдачу за проезд передавал. В итоге не справился с управлением и на всей скорости врезался в отбойник с правой стороны. От удара у автомобиля вырвалось переднее колесо. Пассажиров было много, часть людей получили травмы, им врачи оказали помощь. Мы также выявили более пяти случаев с участием маршрутных такси, у водителей которых оказались недействительными полисы ОСАГО. Потерпевшие в таком случае могут остаться и вовсе без компенсации ущерба, так как страховая выплата не может быть осуществлена, а чтобы получить страховку, нужно будет подавать в суд на работодателя или собственника маршрутных такси.
Екатерина БОГДАНОВА.
Фото из архива дружины «Заполярье».
Как вызвать дружинников?
Если вам нужна помощь сотрудников «Заполярья», вы можете связаться с ними по горячей линии по телефону 75-33-00 или обратиться через социальную сеть в официальную группу дружины https://vk.com/snd51 Есть также электронная почта sndmurmansk@mail.ru и сайт: http://snd51.ru/ Офис располагается по адресу: ул. Карла Либкнехта, 38-20.
В основном дружинники работают в Мурманске, но если за помощью обратятся люди, попавшие в аварию в близлежащем населенном пункте или где-то на подъезде к областному центру, к ним тоже приедут.
В скором времени планируется набрать дружинников, которые будут помогать и в других городах Кольского Заполярья.
Все по закону
Деятельность дружинников регламентируется Федеральным законом от 2 апреля 2014 года «Об участии граждан в охране общественного порядка» и законом Мурманской области от 30 ноября 2006 года «Об участии граждан в обеспечении правопорядка».
Именно там расписаны их полномочия, права, ответственность и обязанности. Например, дружинник, прибыв на место происшествия, должен предъявлять удостоверение соответствующего образца. Также он обязан носить форменную одежду или использовать отличительную символику, причем в свободное время дружиннику так одеваться запрещено, как и козырять удостоверением.
Как и полицейские, дружинники имеют право применять физическую силу к нарушителям. Естественно, в рамках законодательства. А если сами пострадают от рук агрессивных граждан, тем придется отвечать как за нападение на сотрудника правоохранительных органов. Если член народной дружины понимает, что его жизни и здоровью угрожает опасность, он имеет полное право отказаться от выполнения возложенных на него обязанностей.
Если народный дружинник требует прекратить какие-либо противоправные действия, граждане и должностные лица обязаны ему подчиниться.
Есть и требования к кандидатам в дружинники, среди которых, например, совершеннолетие, отсутствие судимости, психических заболеваний, алкоголизма и наркомании.
«Европротокол» вместо заторов
Сотрудники управления ГИБДД по Мурманской области напоминают северянам, как правильно оформить «Европротокол», то есть самостоятельно зафиксировать факт ДТП для дальнейшего обращения в страховую компанию за получением возмещения и оперативно покинуть место ДТП, не создавая заторов на дороге.
Госавтоинспекция просит водителей еще раз обратить внимание на алгоритм действий при аварии без пострадавших.
Если у участников нет разногласий по обстоятельствам ДТП
Вариант I: оформить ДТП без участия сотрудников полиции по «Европротоколу» (не более двух транспортных средств, застрахованных по ОСАГО, и при ущербе, не превышающем, по предварительной оценке, 50 тысяч рублей).
Шаг 1: осуществить фотосъемку (видеозапись) положения транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следов и предметов, относящихся к происшествию, повреждений транспортных средств и зарисовать схему, оформить извещение о ДТП.
Шаг 2: обратиться в страховую компанию.
Более подробную информацию о порядке оформления ДТП по «Европротоколу» можно получить на Интернет-странице по адресу http://www.autoins.ru/ru/Evro/uoDTP/index.wbp
Вариант II: оформление ДТП с участием сотрудников полиции.
Шаг 1: осуществить фотосъемку (видеозапись) положения транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следов и предметов, относящихся к происшествию, повреждений транспортных средств и зарисовать схему.
Шаг 2: проследовать в подразделение Госавтоинспекции для оформления материалов.
Вариант III: если у участников отсутствует необходимость в оформлении материалов по факту ДТП, они могут не оформлять и не сообщать о случившемся в полицию, в этом случае необходимо написать друг другу расписки, после чего можно оставить место ДТП.
При разногласиях участников по обстоятельствам ДТП
Шаг 1: записать адреса и фамилии очевидцев происшествия.
Шаг 2: сообщить о случившемся в Госавтоинспекцию для получения указаний о месте оформления ДТП.
Шаг 3: осуществить фотосъемку (видеозапись) и зарисовать схему положения транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следов и предметов, относящихся к происшествию, повреждений транспортных средств.
Шаг 4: при получении указаний сотрудника полиции об оформлении документов о ДТП в подразделении Госавтоинспекции проехать в указанное подразделение.
С алгоритмом действий участников ДТП в зависимости от конкретных условий происшествия можно ознакомиться на сайте http://www.gibdd.ru
Однако стоит помнить, что если в результате ДТП имеются пострадавшие, то оно может быть оформлено только сотрудниками полиции.