О ком в школьном коллективе с уверенностью можно сказать: «на все руки мастер»? Конечно, об учителе труда. Обучение девочек азам шитья и кулинарии, мальчиков – основам столярного ремесла входило в образовательную программу в течение многих лет. Однако в последние годы сам предмет, а вместе с ним и кругозор преподавателя, заметно расширились и включают гораздо больше понятий и направлений деятельности. Что такое современный урок труда, «Вечерке» рассказал победитель конкурса «Учитель города Мурманска-2024», преподаватель труда и технологии кадетской школы Михаил Титов.
– В обывательском представлении урок труда для многих родителей выглядит так: мальчики учатся пилить-строгать, девочки – шить-готовить, – говорит Михаил Титов. – Эта база уже не отвечает современности. Нельзя ограничиваться только тем, чтобы с пятого по девятый класс осваивать ножовку по металлу и швейную машинку. Можно и нужно давать детям гораздо больше.
Предмет «Труд» сегодня в первую очередь дает школьникам возможность познакомиться с разными профессиями, которые ждут ребят после окончания учебы. Урок труда объединяет разные предметы: физику, математику, изо и другие. То есть пришить пуговицу или починить табуретку школьников все так же научат. Но это не должно выглядеть так, будто с пятого по девятый класс дети учатся только строгать и шить. Нет, за эти годы они должны познакомиться с профессиями разных направленностей. Теперь на уроках труда дети учатся 3D моделированию, изучают компьютерную графику, в восьмом классе знакомятся с устройством беспилотников. То есть программа стала более насыщенная и разноплановая. К девятому классу многие ребята уже могут понять, куда они хотят пойти дальше: стать дизайнером, конструировать роботов, пойти на инженерные специальности и так далее.
Современный урок труда теперь включает и элементы профориентации. Учебные программы по предмету учитывают наиболее востребованные профессии в конкретном регионе.
– У меня есть пример, – продолжил Михаил Титов. – Один из моих учеников долгое время занимался у меня в секции программированием и 3D моделированием. Потом он пошел в индустриальный колледж, год там проучился и стал лучшим токарем Мурманской области среди студентов, то есть в чемпионате профессионалов занял первое место. Парень в 17 лет может быстрее и качественнее выполнить работу, чем многие взрослые опытные мастера. Потому что ему это интересно, он хочет развиваться в профессии.
Как признался Михаил Николаевич, в свои школьные годы по труду он был отличником. И уже во взрослой жизни этот предмет позволил ему совместить хобби и работу: 15 лет проработал в системе дополнительного образования, учил ребят программированию и 3D моделированию. А теперь преподает в кадетской школе.
– На уроке можно заинтересовать работой даже самых хулиганистых, – уверен Михаил Титов. – А когда у них еще что-то получается, они видят результат, тогда и настроение совсем другое. Буквально недавно мы рисовали персонажа, который, по мнению ребят, отражает урок труда. И вот эти непоседливые парни с таким усердием вырисовывали зайчиков, котиков, и у них это круто получалось! То есть самое важное на нашем уроке, что через результат мы можем менять отношение к учебе, к тому, чем ребята хотят заниматься в будущем. Я отношусь к обучению с той позиции, что время изменилось, дети изменились. Стараюсь делать так, чтобы им было на уроке комфортно и интересно. При этом все равно школа есть школа, то есть присутствуют оценки и дисциплина. Конечно, я и к себе требователен, потому что исхожу из того, что я детей обучаю, а не догоняю, то есть должен знать, уметь гораздо больше, чем они, постоянно расти и развиваться профессионально. Я даю ребятам новые знания, а они видят наш общий результат.
Юлия РОМАНОВА.
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО.