Одна из стратегических сессий проходившего в Мурманске Международного арктического форума была посвящена влиянию арктических брендов и брендирования регионов на их туристический и экономический потенциал.
Туризм, кухня и дизайн
Модератор сессии Михаил Хомич, главный управляющий директор и главный стратег корпорации «ВЭБ.РФ», отметил, что не все регионы России имеют ярко выраженный брендинг, но в Мурманске слоган «На Севере – жить!» на фоне северного сияния встречает уже в аэропорту, а число людей в толстовках с этим призывом просто зашкаливает.
К слову, и уполномоченная по защите прав предпринимателей в Мурманской области Марта Говор сначала подарила всем спикерам те самые толстовки, а затем взяла микрофон.
– Три основных направления, в которых работают наши малые и средние предприниматели, – это туристическое, пищевое и северный дизайн, – рассказала Марта Андреевна. – Благодаря поддержке локальных брендов через гранты, франшизы, имущественную помощь и льготные микрозаймы некоторые предприниматели, открыв свое дело два года назад, уже выходят на всероссийский рынок. Мы постоянно находимся в диалоге с бизнесменами, чтобы быстро реагировать на вызовы, с которыми они сталкиваются. И меры поддержки предпринимателей в регионе оперативно калибруются под условия, которые складываются в экономике. Чтобы помочь бизнесу развиваться, когда ключевая ставка долго держится на высоком уровне, была создана микрокредитная организация «Формап», в которой деньги можно взять под 12, а не под 35 процентов, как в коммерческих банках. В этом году заработал центр грантов, где помогают определить ту организацию, куда лучше обратиться предпринимателю в зависимости от его проекта. Гранты есть не только для начинающих, но и для тех, кто хочет сделать что-то новое в уже работающем бизнесе.
Перспективы онлайн и офлайн
За несколько часов до заседания, посвященного арктическим брендам, дизайнеры Мурманской области презентовали свою продукцию основателю компании «Wildberries» Татьяне Ким. После дефиле и осмотра выставки она дала рекомендации творческим бизнесменам, а во время стратегической сессии рассказала, как компания помогает развиваться локальным брендам, в том числе в Арктике.
– Пропитавшись энергетикой и самобытностью северных предпринимателей, мы с Агентством стратегических инициатив запустили проект «Платформа роста», в котором Мурманская область стала шестым участником, – рассказала Татьяна Ким. – Эта платформа не даст погибнуть самородкам в регионах. Таким образом мы станем еще и драйвером развития малого бизнеса в стране. Наша глобальная цель – найти и вырастить национальных чемпионов, которые будут представлять страну на международном уровне.
Татьяна Ким отметила, что у многих предпринимателей Мурманской области, с продукцией которых она познакомилась, – большое будущее. А продукция арктических производителей уже сейчас продается в среднем на два с половиной миллиарда рублей в год. И это только те товары, которые представлены на маркетплейсе.
Есть в Мурманске и такие предприниматели, которые удостоились неординарных мер поддержки от «Корпорации «МСП», которая сфокусировалась на продвижении продукции легкой промышленности офлайн, то есть в крупных торговых центрах.
– Благодаря нашему проекту «МСП шьет» за полтора года 170 локальных российских брендов поставили на полки крупных торговых центров свою продукцию. Среди них – два предпринимателя из Мурманска, – рассказал генеральный директор АО «Корпорация «МСП» Александр Исаевич. – Еще один благодаря нашим поручительствам получил банковский кредит с льготным периодом.
Превосходя ожидания
В качестве успешного предпринимателя с Крайнего Севера, который в короткий срок добился признания на всероссийском уровне, на заседании выступила основательница сети кофеен «Purpur coffee» в Мончегорске Алена Домничева. В 2022 году она открыла мобильную кофейню в фудтраке, в 2023-м – кафе, а в 2024-м победила на федеральном конкурсе растущих российских брендов «Знай наших» в номинации «Продукты и питание». На прошлой неделе открылась вторая кофейня, несмотря на то, что кофе существенно подорожал за последние два года, а высокая ключевая ставка не позволяет брать большие кредиты.
– Дороговизна сырья, сложность доставки и нехватка кадров – вот основные препятствия на пути к прибыльному бизнесу в небольшом городе в Арктике, – отметила Алена. – Крепкой базой для нас стали субсидия для запуска бизнеса, губернаторский грант и займы от «Формапа». И конечно, синергия личного бренда и бренда Арктики. Ключевой элемент нашей айдентики – это стакан для кофе с панорамной фотографией Мончегорска, которую мы «запурпурили». Тренды меняются, а любовь к малой родине остается!
От частного примера к теме брендирования всей Российской Арктики перешел министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков:
– Создание узнаваемого бренда территории – это всегда долгосрочная программа, и, надо признать, мы пока даже не приступили к созданию коммерческого бренда Арктики, который, безусловно, нужен, – подчеркнул Алексей Олегович. – В Арктике есть все ингредиенты для создания успешного бренда: экзотичность, своя кухня, особенная природа и люди, которые обеспечивают незабываемый сервис. По результатам опросов 97 процентов туристов удовлетворены путешествиями по северным регионам, поскольку получают намного больше, чем ожидают от поездки в Арктику.
Заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации Максим Орешкин:
– Во-первых, я хотел бы, конечно, в очередной раз поблагодарить Арктику за гостеприимство. Говоря про бренды, хочу отметить, что очень нравится такая хорошая динамика. Арктические предприниматели начинают все больше верить в себя. Таких людей здесь, в Арктике, становится все больше и больше. И на самом деле это и есть движущая сила такого большого региона – ключевого для нашей страны. Уважение и гордость за этих людей безграничны! Государству, крупным маркетплейсам, банкам остается создать условия для того, чтобы такие люди и такие проекты могли реализоваться не только здесь, в Арктике, но и выйти на национальный и даже международный уровень.
Павел Степаненко
Фото Михаила Киреева, Анатолия Стребелева/ Фотобанк Росконгресс и Екатерины ГРОМОВОЙ