«Пшик, Пшик, Пшик!» – так один из участников фестиваля паблик-арта «РОСТ» зовет своего кота, а всего лет пять – семь назад «пшик-пшик» на улице означал, что подростки портят стены непонятными надписями. С тех пор как руководство города и области стало выделять деньги на украшение Мурманска рисунками, желающих «бомбить стены» за свой счет с риском быть пойманным почти не осталось.
Образы и смыслы
Среди мурманчан еще есть те, кто считает, что уличное искусство – это в основном вандализм. С каждым годом таких становится все меньше, в том числе благодаря фестивалю «РОСТ». В нем участвуют художники старше 25 лет с профильным образованием или огромным опытом рисования в различных техниках, а не бунтующие подростки, взявшиеся за баллоны из чувства протеста. Во время первых трех фестивалей творцы из России и других стран создали 43 монументальные росписи в Росте, на улицах Георгия Седова, Кильдинской и на самом длинном доме России между Кольским проспектом и улицей Беринга. В июле на него же и постройки рядом с ним художники из девяти городов России нанесли девять изображений, две мозаики и керамическое панно. А перед открытием фестиваля организаторы «РОСТа» вместе с жителями полуторакилометрового дома посадили в одном из палисадников сирень и цветы.
Концепция фестиваля объединяет темы «Пересечение прошлого, настоящего и будущего» и «Забота о доме». Прошлым летом участники «РОСТа» очистили нижние части советских панно Вячеслава Герасимова от надписей вандалов и подкрасили, где это было необходимо. Удивительно, однако до сих пор каракулей там не появилось! Не испортили хулиганы и дюжину новых рисунков. Возможно, потому, что прошлой осенью над ними и над советскими панно были установлены лампы. До наступления зимы новые монументальные картины также получат архитектурную подсветку, которая не даст исчезнуть из вида ярким образам и краскам во время полярной ночи. Фестиваль «РОСТ» проводит Центр городского развития Мурманской области при поддержке правительства Мурманской области, министерства градостроительства и благоустройства, а в этом году часть средств на организацию выделил еще и Мурманский балкерный терминал.
– Благодаря поддержке наш фестиваль сильно выделяется на фоне других, так как может развивать новые направления, искать свое уникальное лицо, дает возможность создавать работы сложные, неоднозначные, которые наполняют город новыми смысловыми слоями и образами, дают пищу для размышлений, воображения и для дискуссии, – отметила на закрытии фестиваля председатель Мурманского отделения Союза художников России, один из организаторов фестиваля «РОСТ» Мария Михайленко.
Ее коллеги, поездившие по России, говорят, что в некоторых городах на фестивалях уличного искусства создается несколько похожих работ примерно в одном стиле. В Мурманске же художники проявляют свою творческую натуру насколько это им позволяют жители домов, которые утверждают эскизы будущих работ. Пусть замысел художника понятен не всем, но все понимают, что любой рисунок лучше, чем серая или обшарпанная стена. И гулять во дворе становится интереснее, особенно с аудиогидом, который можно включить на любом смартфоне.
Северный колорит
Фестивали уличного искусства способны менять имидж целых городов, как произошло, например, в
Нальчике. Участник «РОСТа-2024» Виктор Нефедов рассказал, что 15 лет назад власти Кабардино-Балкарии устроили фестиваль граффити, чтобы сайт-поисковик в Интернете выдавал по запросу «Нальчик» не портреты военных, а фотографии с фасадами домов, украшенных рисунками. Получилось! В Мурманске опытный художник из Симферополя нарисовал смотрителя маяка высотой в восемь этажей.
– Маячника я изображал еще на первых своих работах как своего рода сталкера, который с помощью лампы управляет большими судами, проводит корабли и живет, как правило, на отшибе, – рассказал Виктор. – Мурманчанам образ маячника близок, и на мурале я совместил его со знаковыми достопримечательностями, объектами, животными, как на лоскутном одеяле, которое отражает колорит региона. Вставка между домами, на которой я рисовал, была мрачным и скучным местом, но мне удалось это изменить.
Еще один темный угол самого длинного дома России перестал быть таким после того, как Иван и Дарья Никитины, создатели московской команды «Небесные рыбы», нанесли на подпорную стену сказочную мозаику из кусков зеркала. Вдохновившись северной природой и легендами о саамских шаманах, семейная пара с дочкой Викторией создали композицию с фигурами лесных духов, которые выращивают новый лес на месте уничтоженного. Это аллегория способности природы самостоятельно восстанавливаться после губительного воздействия человека и призыв сохранять окружающий мир.
Завершив работу на фестивале, москвичи съездили в Териберку, а организаторы «РОСТа» через несколько дней отвезли всех желающих художников на сопку около Мишуково, с которой виден почти весь Кольский залив, а затем – в Варзугу. Некоторые участники самостоятельно познакомились с колоритом Мурманска. Например, Михаил Билибин, который давно хотел побывать в Заполярье, и в этом году его желание исполнилось.
– После того как я разметил стену девятиэтажного дома под свой рисунок, посетил краеведческий музей и несколько мероприятий в «Контейнер-холле» и добавил к своему орнаменту саамских деталей, а якорь нарисовал не просто схематично, а именно тот, который лежит около «Контейнер-холла», – рассказал Михаил. – Практика показывает, что людям больше нравится то, что им близко и понятно. И во время работы я в основном позитивные отзывы слышал, а ворчунов успокаивал или веселил.
Свою «картину» Михаил назвал «Весна северная», и в арке под ней разместился еще один арт-объект – керамическое панно мурманской художницы Вероники Вологжанниковой.
– Детали композиции обжигаю в небольшой муфельной печи, поэтому размер панно небольшой – полтора на полтора метра, – рассказала Вероника. – Это своего рода археологическая фантазия на тему того, что могли бы найти мурманские дети в песочнице, если бы у нас были останки древних животных. Техника сложная, а образы будут наивные. Несколько лет я покрывала керамику глянцевой глазурью ярких цветов, а недавно поняла, что хочу меньше этой ярмарочности, поэтому панно будет монохромным и матовым.
Таланты и поклонники
Также неброской получилась мозаика московской художницы и архитектора Светланы Растебиной на трансформаторной подстанции напротив «Весны северной». Но колористику здесь диктовал не вкус автора, а тематика работы – подводный мир Баренцева моря, с которым москвичка познакомилась заочно благодаря фотографиям в Интернете.
– Крайний Север – очень интересная тема, а возможность сделать свою работу на заранее согласованной поверхности – редкая удача, поэтому я с помощницей здесь! – объяснила Светлана. – Здорово видеть свои работы по всей стране и получать отклики горожан. Приятно показывать свое видение заданной темы, а не подстраиваться под заказчика или организатора мероприятия. Многие мозаисты готовы сделать все, что хочет клиент, а мы стараемся придерживаться своего стиля и в Мурманске создаем работу, которая пополнит наше портфолио.
Светлана отметила, что в последние годы мозаистов в России становится все больше, в том числе участников фестивалей уличного искусства, так что Мурманск – в тренде.
Еще один тренд современного искусства – это использование виртуальной или дополненной реальности. И один из участников «РОСТа» – Александр Тимофеев из Пскова создал арт-объект в цифровой среде, который можно будет увидеть только на экране смартфона, отсканировав QR-код, установленный около советского панно с ледоколом «Арктика».
Компьютерную графику жители 305-го микрорайона оценить еще не успели, но стали поклонниками творчества крымских художников Алексея Канунникова и Виктора Нефедова.
– Ребята из Крыма так хорошо прочувствовали нашу северную тематику! Алексей в прошлом году нарисовал оленя в сапожках, который нас просто покорил! – поделились впечатлениями жительница полуторакилометрового дома Наталья и ее подруга. – А в этом году лучшую работу снова художник из Крыма нарисовал – с маяком и старым моряком. Жаль, что не на нашем корпусе! Зеркальная мозаика нам тоже очень понравилась, но место там, к сожалению, неприметное, есть риск, что испортят работу.
Прятки по-мурмански
До конца июля в «Контейнер-холле» на улице Алексея Генералова, 22а будет открыта выставка работ разных лет участников «РОСТа-2024», на которой представлены различные виды уличного искусства. Карта 305-го микрорайона, на которой отмечены все муралы и арт-объекты, скоро появится на сайте фестиваля по адресу: rostfest.ru, а уже сейчас там можно найти ссылку на игру «Открой Мурманск». Она познакомит игроков с Ростой и 305-м микрорайоном, а также с главными достопримечательностями Мурманска. Задача каждого уровня игры – найти на карте указанные объекты. Организаторы фестиваля и разработчики надеются, что игра привлечет в Мурманск еще больше туристов, а также инвесторов, которые помогут сделать игру интерактивным путеводителем по всему городу.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото автора.