В отделе Мурманского областного художественного музея «Культурно-выставочный центр Русского музея» открылась выставка «Возможная встреча. Союз русских художников. 1903–1923».
Не выставка, а подарок!
Первую часть своего названия выставка «Возможная встреча. Союз русских художников. 1903-1923» получила потому, что представленные произведения из собрания Ярославского художественного музея вполне могли бы встретиться сто лет назад на выставке членов Союза русских художников Абрама Архипова, Игоря Грабаря, Аполлинария Васнецова, Сергея Виноградова, Станислава Жуковского, Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Василия Переплетчикова, Аркадия Рылова, Зинаиды Серебряковой.
Но доподлинно известно, что только шесть из 50 представленных произведений 34 художников экспонировались на выставках творческого объединения в начале XX века.
– Для нас большая честь показывать произведения из своего собрания в вашем музее, – сказала научный сотрудник Ярославского художественного музея Дарья Большакова. – Познакомившись с сотрудниками мурманского художественного музея, мы были приятно удивлены их профессионализмом, слаженной организацией рабочего процесса, именно поэтому в экспозиции представлены произведения высокого класса. Коллегам из Мурманска мы можем их доверить. Некоторые картины специально для этой выставки покинули постоянную экспозицию нашего музея, чтобы мурманчане могли насладиться разнообразием пейзажей, натюрмортов, портретов и сказочных сюжетов.
Сказки и быль
Одна из самых больших работ, которая попадается на глаза сразу же на входе в выставочный зал, – «Через Печорский волок» Андрея Зарецкого. Эта «дорога жизни» располагалась между реками Вогулкой и Волосницей, входящими в бассейны рек Камы и Печоры соответственно. Суденышки с различными товарами грузили на огромные телеги, которые лошади, запряженные цугом, тянули по разбитой дороге около пяти километров. До начала XX века это был единственный способ попасть с северо-запада России на Урал или обратно. Рядом с этим полотном висит небольшая картина Василия Переплетчикова «Белое море. Кандалакша». Дарья Большакова сказала, что эта работа вошла в экспозицию не потому, что выставка приехала в Мурманскую область. С таким же успехом Кандалакшу можно было бы показать в любом другом регионе.
– Художники часто обращались к природе Русского Севера, странствуя в поисках красивой натуры, – пояснила она. – Изображение Кандалакши 1903 года нам показалось уместным разместить в начале экспозиции, потому что Василий Переплетчиков, один из ведущих мастеров союза, посвятил 12 лет своей жизни Северу, совершая путешествия в суровый край, несмотря на преграды и сложности.
Даже те, кто плохо знаком с творчеством художников начала XX века, наверняка сразу приметят картину Ивана Билибина «Витязь (Алеша Попович)». Знаменитый художник иллюстрировал множество сборников русских народных сказок, поэтому его стиль очень многим знаком с детства. Однако юные мурманчане, которые знают Алешу Поповича только по современным мультфильмам в образе веселого светловолосого богатыря, удивятся, увидев на холсте усатого брюнета, который надменно запрокинул голову при встрече с девушками.
Билибин также известен серией своих пейзажей Русского Севера, с помощью которых стремился передать красоту природы и людей даже во время их повседневных занятий. Эти качества были свойственны всем участникам Союза русских художников, поэтому популярность выставок этого творческого объединения была невероятна. Руководство Мурманского областного художественного музея надеется, что современных мурманчан заинтересует искусство, волновавшее людей 100 лет назад. Посетить выставку можно до 14 февраля.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото автора.