Человек и ледоколы
Сегодня отмечает юбилей почетный гражданин Мурманска, директор по судоходству ФГУП «Атомфлот» Андрей Смирнов. Андрею Алексеевичу исполняется 70 лет.
Готовясь к беседе с юбиляром, я не нашел во Всемирной паутине ни одного интервью, ни одной развернутой статьи о нем. Только официальная информация на официальных сайтах. И все. Есть, правда, личная страничка в социальной сети «ВКонтакте», но об этом позже.
Любить не за что
Наша беседа началась с моего прямого вопроса о том, что об Андрее Смирнове практически нет информации. То ли он избегает журналистов потому, что человек непубличный, то ли мы его чем-то обидели? Ответ на первый же вопрос чуть не закончил нашу встречу.
Андрей Алексеевич подтвердил, что человек он непубличный, хотя его родная сестра как раз журналист. А еще сказал, что от журналистов серьезно пострадали его близкие друзья. Много лет назад, когда он ходил в море гидрологом, они взяли в рейс журналиста. Он и написал, на его взгляд, блестящую статью про опасную и романтическую работу ледокольщиков в Арктике. Особо отметил вертолетчиков, которые проводили ледовую разведку в сложных условиях плохой видимости и почти сплошного тумана. Да еще и фотографию добавил, где вертолет садится в тумане. Довольный собой, журналист отправил статью в редакцию, не дав ее вычитать героям публикации. Статья вышла, журналист гордился, а вот пилота вертолета, нарушившего все летные правила техники безопасности и рисковавшего и машиной, и собственной жизнью, лишили летной лицензии. Судьба человека была сломана. А еще Андрей Алексеевич на всю жизнь запомнил, как нагло, цинично и бесцеремонно журналисты пытались поговорить с родственниками моряков, погибших на атомной подводной лодке «Курск». Нет у него оснований любить нашего брата.
Ничего себе начало! Но постепенно Андрей Алексеевич оттаял, разговорился и оказался интереснейшим собеседником, открытым и искренним.
Зов Севера
Океан манил Андрея с юности, а его кумиром был океанолог Жак-Ив Кусто. Только вот молодого человека не устраивало то, что экспедиции свои великий француз проводил исключительно в морях южных, теплых. А Андрея манил Север. Он и в знаменитую «Макаровку» (высшее инженерно-морское училище) в Ленинград поехал поступать потому, что там был Арктический факультет. Его он и закончил в 1971 году. Получил красный диплом, что давало право выбирать место будущей работы. Поначалу он выбрал Дальний Восток, но потом уступил его своему другу и уехал в Мурманск. С тех пор его судьба неразрывно связана с Севером, с Мурманском. Андрей Алексеевич начал работать в Мурманском морском пароходстве. Его в те годы возглавлял Владимир Адамович Игнатюк. А своими учителями Андрей Смирнов считает Бориса Макаровича Соколова и Юрия Сергеевича Кучиева. От одного перечисления таких имен знающему мурманчанину хочется встать по стойке смирно. Портреты этих легендарных ледовых капитанов сегодня украшают строгий, даже несколько аскетичный кабинет Андрея Алексеевича в «Атомфлоте».
Итак, работа молодого специалиста началась. Он думал о серьезной научной работе, а ему предложили годик походить в море. А там видно будет. Он походил годик, другой, третий… Да и прикипел. Полюбил Артику, ее холодные воды и льды навсегда. На молодого гидролога обратил внимание капитан атомохода «Ленин» Борис Соколов и стал привлекать к несению судоводительской вахты. Именно Соколов предложил Андрею еще раз поступить в «Макаровку», только уже на судоводительский факультет. Он подумал и согласился. С 1979 года ходил в Арктику уже штурманом, старшим помощником капитана, капитаном-дублером. А в 1989 году пошел в свой первый рейс в качестве капитана атомного ледокола «Ленин». Андрей Алексеевич до сих пор горд тем, что из нескольких дублеров Борис Соколов выбрал именно его.
Рейс получился во всех отношениях памятным. Для целого ряда начальников служб и для самого капитана он был первым самостоятельным. А вот для самого ледокола он стал последним. Шел 1989 год. Если считать первую, еще курсантскую практику в 1969 году, то на «Ленине» Андрей Алексеевич отработал 20 лет.
«Отличный мужик!»
Потом были другие атомные ледоколы. Так прошло еще 10 лет. В 1999 году его атомоход «Ямал» отправился в ремонт, и тогдашний генеральный директор Мурманского морского пароходства Вячеслав Рукша предложил Андрею Алексеевичу возглавить службу ледокольного флота и арктических операций. Вроде бы временно, пока его ледокол в ремонте. Ледокол отремонтировали, Смирнов запросился обратно, а генеральный ему в ответ: «Андрей Алексеевич, а у тебя теперь только два пути: или писать заявление об увольнении, или оставаться во главе службы». Андрей Алексеевич, естественно, остался, и вот уже 20 лет он занимается ледокольным флотом и арктическими операциями. До 2008 года – в Мурманском морском пароходстве, а с 2008 года – во ФГУП «Атомфлот». С 28 августа 2008 года все атомные ледоколы и атомный лихтеровоз «Севморпуть» перешли из доверительного управления ММП в «Атомфлот», который вошел в состав Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
В Мурманском морском пароходстве Андрей Алексеевич отработал 37 лет. Сегодня у предприятия не лучшие времена. Андрей Алексеевич говорит об этом с болью и надеждой, что для пароходства, давно уже ставшего родным, все закончится хорошо.
Накануне нашей встречи, убедившись почти в полном отсутствии информации об Андрее Смирнове, я стал обзванивать тех, кто с ним работал. Причем вовсе не начальников. Если суммировать их слова, сказанные об Андрее Алексеевиче, то получится коротко: «Очень хороший человек» и «Отличный, настоящий мужик». А мой друг, не один год проработавший в пароходстве, сказал: «Андрей Алексеевич относится к довольно узкому кругу людей, с которыми я работал и к которым отношусь с огромным уважением». Отношение наших мурманских журналистов к нему такое же. Жаль, что дружба столько лет не складывалась.
В 2016 году, накануне 100-летия Мурманска, Андрей Алексеевич Смирнов стал почетным гражданином города. Это высокое звание согласно Положению присваивается гражданам, проработавшим в городе не менее 25 лет, внесшим большой вклад в развитие города, его народного хозяйства, социально-культурной и духовной сферы, чья государственная, политическая, общественная, научная, творческая деятельность получила признание мурманчан. А мне хочется думать, что Андрей Смирнов стал почетным гражданином Мурманска еще и потому, что он настоящий и отличный мужик.
Все сбывается
А теперь обещанный рассказ о страничке в социальной сети «ВКонтакте». Она какая-то совсем уж куцая: 7 друзей, 3 фотографии. Андрей Алексеевич чуть смущенно говорит, что это дочь постаралась и сделала страничку отца. На одной из трех фотографий Андрей Алексеевич в полынье. Я спросил о моржевании, а он, опять чуть смущенно, сказал, что так он плавает в основном на Северном полюсе. А потом добавил, что купался во всех морях Северного Ледовитого океана. Первый заплыв был в бухте Провидения в Беринговом море.
Сегодня Андрею Алексеевичу Смирнову исполняется 70 лет, а совсем скоро, 5 мая, исполнится ровно 10 лет, как его первый ледокол «Ленин» встал на вечную стоянку к причалу Мурманского морского вокзала. Борьба за то, чтобы сохранить первенца советского мирного атома для потомков в качестве музея, продолжалась 20 лет. Много раз за это время «Ленин» был близок к тому, что его пустят на иголки. Огромные усилия к сохранению атомохода приложил его многолетний капитан Борис Соколов. Но сам он, к сожалению, этого дня не дождался.
70 лет – возраст солидный. Поэтому я спросил Андрея Алексеевича бестактно и в лоб: «А на пенсию не хочется?». А он в ответ: «Не очень хочется. Хочется еще поработать. Статью, умом и здоровьем не обижен – спасибо родителям. У меня мама жива. Ей 93 года».
То, что Смирновы задумывают, сбывается. Андрей Алексеевич хотел свою жизнь связать с морем, и все получилось. Его отец – военный летчик, который мечтал стать моряком. Так вот, когда он вышел в отставку, то несколько лет ходил в море на Дальнем Востоке в Находке на рыболовном траулере.
У Андрея Алексеевича две дочери, три внучки и внук. Старшей внучке 15 лет. Вот на прощание я и пожелал Андрею Алексеевичу работать до рождения правнуков. А потом можно и на пенсию.
Андрей ПРИВАЛИХИН.
privalihin@vmnews.ru
Фото Максима КОТОВА.