Дружески похлопать по пузу наш земной шарик, измерить пульс экватора и подмигнуть полюсам
Мурманск - город за Полярным кругом. Город-герой, город-порт, город-загадка. Столица красавцев ледоколов. Но более всего - город незабываемых встреч и грустных расставаний.
Глаза бога грустно смотрят в бесчисленное множество мурманских лесных озер и посылают благословение тем, кто собрался в дальний путь от родного причала, в стихию, которая называется морем. И важно заметить, что таким благодатным таинством наделены далеко не все уголки Земли. А чтобы в этом убедиться, надо и самому побывать в этих уголках. Надо пройти в обнимку со звездой Удачи не одну тысячу миль мореходных путей, съесть не один пуд соли, поштормоваться и при этом остаться на плаву, в том самом Бермудском треугольнике. Дружески похлопывая по пузу наш земной шарик, измерить пульс экватора и подмигнуть как минимум двум полюсам - Северному и Южному.
И все эти испытания или, если хотите, экзамены на прочность, Мурманск сдал на “отлично” не один раз.
И сколько бы ни спорили на всех перекрестках Земли, сколько бы ни говорили о Мурманске на все лады, но его таинства и секреты никому не известны так близко и откровенно, как самим его жителям - мурманчанам. А он, город моряков, строителей и вообще просто симпатичных и очень энергичных людей, он, упершись в пространство верхушками портовых башенных кранов, как огромный белокрылый аист, гордо смотрит в небо и думает о чем-то загадочном, о своем. Иногда кажется, вот махнет он крылом - бортом громадного корабля - и полетит к высоким и неизведанным галактикам. А все потому, что Мурманск - город-романтик, город-мореход, уголок Земли, привыкший к странствиям и романтическим приключениям.
Если кому-то захочется увидеть настоящий парусник - добро пожаловать в Мурманск. В нашем городе вы можете полюбоваться красавцем барком “Седов”. Не удивляйтесь, если на вопрос “Где вы учились?” вам гордо ответят: “В системе!”. Да-да, вы правильно поняли, речь идет об учебе в мореходках - высшей, средней или в кузнице младших морских кадров ПТУ № 6. Сейчас эти учебные заведения как-то иначе называются. Но кто на это обращает внимание? Да никто.
Традиции в нашем городе не позволено отменять никому.
Кстати, о традициях… К строгим морским традициям относится и осторожное отношение к понедельникам. Даже самому высокопоставленному начальству не придет в голову давать команду отправки судна “в честь” понедельника. Судно ждет на рейде до ноля часов. Таков порядок. И ни один моряк, ни один представитель комсостава никогда не повернется к морю спиной. Нельзя так неуважительно относиться к морю, нельзя. Оно живое, оно обидчивое. Оно не простит.
Неписаные морские уставы, как и самые надежные в мире морские узлы, никто не отменял. И никто не отменит. Так было и так будет всегда в нашем действительно любимом городе.
Мурманск, давай чуточку посекретничаем. Ага, вдвоем. Ты думаешь, мне было не обидно, когда тебе присвоили звание города-героя одному из последних? Еще и как было обидно. Поверь. Но было и радостно, оттого, что это все же произошло. Были радость и даже слезы!
Я хорошо помню слова, произнесенные диктором Сергеем Харламовым: “Говорит город-герой Мурманск!”. Так торжественно не сказал бы и сам Левитан.
Даже сейчас мурашки бегут по коже, когда вспоминаю тот момент. И расцвел наш город-герой вспышками праздничных салютов.
Салютующим с Кольского залива крейсерам, баржам и судам подмигивала пышным салютом озорная сопка Варничная. Радужную силу салютов дополняли улыбки людей, высыпавших на улицы и площади нашего города.
В том радостном 1985 году в нашем городе жило еще много ветеранов, участников той страшной войны, что обрушилась на нашу страну и на тебя, Мурманск. Эти тогда еще живые свидетели твоего мужества и упорства, зажевывая обиду и выпивая свои боевые сто, а может, и триста граммов, донашивали свои военные бушлаты и берегли свои боевые награды.
Один из морских десантов был высажен в первых числах мая 42-го, как вспоминает его участник, рядовой Великой Отечественной, светлой памяти Михаил Быстров, в районе мыса Пикшуев прямо с моря, у самого подножия отвесных скал. Шел снег, не милосердствовал и мороз… Большая часть участников десанта замерзла. Одним из немногих, оставшихся в живых, а скорее, одним из тех, кого не пощадил холод, а может, и вражеский снаряд, и есть наш монолитный Алеша…
Низко кланяюсь тебе, Алеша, за твой подвиг, за победу…
Хочешь повспоминать о “полярках”, Мурманск? Нет, не будем. Совсем не будем об этом. Вот завьюжит снегом в весеннем мае, давай, как и раньше, Мурманск, нежно величать его нашими “полярками”.
Ведь, согласись, видеть снег в мае, лепить из него снежки - такая роскошь выпадает на долю не каждому. Шучу? А как без этого? Да никак! В Мурманске без юмора просто не выжить. И это знает каждый. И потому не ноет, не гневит судьбу, а радуется, что судьба не обделила шансом пожить в таком чудесном городе, который стал любимым и знакомым до слез.
Ведь ты помнишь, Мурманск тот год, когда мы с тобой познакомились? Ну да, это было как раз тогда, когда тебе было без немногого 60 лет. Тогда, глядя на тебя, еще такого молодого “салагу”, у меня буквально голова шла кругом. А знаешь, Мурманск, тебе, как настоящим мужчинам, возраст даже к лицу. С годами ты стал еще красивее и интереснее.
Я радуюсь, Мурманск, когда тебя украшают и озеленяют. И не только работники специализированного хозяйства “Зеленстрой”. В каждом твоем приветливом окне, Мурманск, цветут и приветствуют прохожих пестрые глаксиньи, герани, кактусы, декабристы, фиалки и даже ваньки мокрые. Ты знаешь, Мурманск, в южных широтах так не ценят комнатные растения, как у нас, на 69-й параллели. Странно, не правда ли?
Я знаю, ты выстоишь и вытерпишь любые испытания, мой город. Ты к ним всегда готов. Тебя покрывает, защищает и бережет благодатная сила - та, что от Спаса-на-водах. Ты всегда согрет любовью ждущей наших моряков Женщины. И неважно, что она отлита из металла - в ней сила и верность всех наших мурманских женщин, которые ждут…
Омофор этой силы безмерно велик.
И потому ты, Мурманск, вечно молодой и озорной, как курсант-мореходец, с приподнятым для понта гюйсиком. И, невзирая ни на какие штормовые предупреждения, ты отправляешь в путь суда с гордой бортовой припиской “Мурманск”, отправляешь в дальние пути поезда и самолеты.
Да-да, в любую, даже самую штормовую погоду ты отправляешь и принимаешь громадные воздушные суда.
Нелетная погода может быть где угодно, но только не в Мурманске.
Ты как мальчишка-проказник. Ведь тебе только сто.
А если немного придется туговато, Мурманск, ну что ж… Ты все равно преодолеешь все, что назначено. Мы с тобой это знаем. Мы не раз убеждались.
Ведь ты никогда не снимал и не снимаешь свой морской тельник. И правильно делаешь! Ведь он, тельник, он полосатый! И ты лучше меня, Мурманск, знаешь, что после черной полосы обязательно следует белая…
Ты ведь понимаешь, Мурманск, о чем это я? Не можешь не догадываться. Не можешь. Ты догадливый. Я знаю. Я проверяла…
Семь футов тебе под килем, любимый!
Наталья ОРЛОВА.