Самая понятная, но и самая трагичная выставка концептуального искусства в истории работы мурманского Центра современного искусства погружает зрителей в размышления о времени, памяти, взаимоотношениях и смысле жизни. И о том, что мы оставляем после себя. Один из ответов на этот вопрос содержится в названии экспозиции «Любовь остается», но каждый посетитель выставки может составить собственное мнение.
Первый экспонат, который сразу привлекает внимание всех гостей Центра современного искусства, благодаря своему размеру и содержанию – это раскрытый советский чемодан, наполненный старинными вещами и оранжевыми полупрозрачными «камушками» из эпоксидной смолы, в которой навечно застыли крошечные черно-белые фотографии, безделушки и насекомые. С таких чемоданов и началась история создания необычной выставки. Но тех, кто приходит на экскурсию, сначала просят рассмотреть более сотни старых фотографий, приклеенных на торцевую стену зала. Их в 2022 году нашла петербуржская художница Маяна Насыбуллова, создавая в Апатитах арт-объект по приглашению Центра современного искусства «Сияние». Во время работы девушка обнаружила около мусорных контейнеров несколько советских чемоданов. В них оказались черно-белые фотографии, письма, пластинки, документы и старые издания вперемешку с женской одеждой и обувью. Благодаря этим предметам несложно было выяснить имя их бывшей владелицы, составить ее портрет и понять характер.
Любовь Михайловна Морозова любила джаз, создавала музыкальные ансамбли, побеждавшие на областных конкурсах, пела сама и преподавала хоровое пение, 41 год работала учителем музыки в школе. Почти на всех фотографиях она широко искренне улыбается или смеется.
21 августа 2024 года ей могло бы исполниться 85 лет, но вместо юбилея прошлой осенью в апатитском Центре современного искусства «Сияние» состоялся вернисаж выставки-эпитафии «Любовь остается».
Ее автор в течение двух лет пыталась найти и собрать воедино звенья одной цепи, творчески переосмыслить имеющийся материал и оформить экспозицию. Вести «расследование» помогали жители Апатитов и знаменитый телеведущий Андрей Малахов. Когда он случайно встретился с Маяной в Москве на одной из выставок, то остолбенел, узнав в разговоре с художницей, что Любовь Михайловна умерла. Оказалось, что в детстве будущий тележурналист с родителями жил в соседней с ней квартире и хорошо помнит эту высокую эффектную женщину, воспитавшую несколько сотен хористов. Портрет педагога дополнили комментарии к анонсам выставки в социальной сети «ВКонтакте». Например, Светлана Секоненко написала: «Она была необычной, не совсем «советской». Ей в школе завуч делала замечания за прическу и короткие платья. А она так болела нашим хором!». Оксана Скоробогатченко добавила: «Одна из самых интересных страниц в моей школьной жизни написана благодаря этой чудесной женщине!».
За несколько лет до смерти Любовь Михайловна сломала шейку бедра, поскользнувшись на улице, и перестала ходить. Ухаживали за ней в основном сотрудники апатитского центра социального обслуживания на дому. Такой вывод можно сделать исходя из того, что 22 августа 2019 года они в Интернет-сообществе организации сообщили о том, что поздравили Любовь Морозову с 80-летием и дополнили текст ее фотографией с котом на руках. Это лишь подтвердило догадки Маяны Насыбулловой о том, что ее героиня не имела детей и была одинока. Конечно, так было не всегда. В молодости у выдающейся певицы были поклонники, а одна из фотографий на выставке – это приглашение на свадьбу Любови и Геннадия 28.10.67 г. Больше сведений о семейной жизни нет, кроме тех, которые потрясли Андрея Малахова до глубины души: после смерти Любови Михайловны оставшиеся родственники продали ее квартиру и вынесли вещи на контейнерную площадку. Выкинуть в бак не поднялась рука? Или, возможно, они выбросили лишь небольшую часть вещей, а другие бережно хранят в семейном архиве? Эти вопросы до сих пор остаются риторическими, потому что на связь с Маяной или Центром современного искусства они не выходили и на открытии выставки в Апатитах их никто не видел.
В экспозиции «Любовь остается» не только фотографии. На стенах также висят «холсты» из фанеры с цветным фоном, из которого как будто вырезаны силуэты людей. По задумке Маяны они символизируют пустоту, которая остается после смерти человека, или стирающиеся из памяти с течением времени воспоминания о нем.
Сотрудники мурманского Центра современного искусства рассказывают, что идея выставки в том, чтобы в образе Любови Морозовой и в ее судьбе каждый посетитель мог разглядеть себя и задуматься об отношениях с близкими людьми, о том, каким его запомнят и как проводят в последний путь.
Фото ПАВЛА Степаненко