Многие маршрутки опасны для жизни
Очередная проверка мурманских маршруток наглядно продемонстрировала: одними административными мерами навести порядок в сфере пассажироперевозок невозможно. Необходим гораздо более жесткий и многосторонний контроль работы перевозчиков, в том числе со стороны федеральных надзорных органов.
Рейд по проверке “бешеных пчел” — такое прозвище получили от мурманчан маршрутки за свой желтый цвет и дикий нрав — начался с конечной остановки возле завода "Севморпуть". Первые же машины вызвали нарекания: сломанные сидения, незаконно переоборудованные салоны. Многие водители не имели лицензионных карточек на право пассажироперевозок. Это тоже нарушение закона.
- Отсутствие карточек мы выявляем очень часто, — рассказывает Вячеслав Бабушкин, специалист управления государственного автодорожного надзора по Мурманской области. — Возможно, водители их прячут, чтобы не аннулировали… А штраф за это нарушение пустяковый — сто рублей.
Пока проверяющие составляли протоколы, нарушители делились наболевшим.
- Стоим тут, время и деньги теряем, — разоткровенничался водитель маршрутки № 10. — Я рублей четыреста сегодня недоберу… План нам ставят — 2000 рублей в сутки. Плюс бензин. Отбиваешь эти деньги примерно часам к пяти вечера. И только потом на себя работаешь. Трудовых договоров на руки не выдают. Ни отпусков, ни больничных. Если заболеешь, приходится искать подмену. На работу выезжаешь часов в шесть утра, возвращаешься в одиннадцатом вечера, а бывает, и позже. В трудовую инспекцию не обращаемся, все равно толку не будет.
- Машины — хлам, — рассказывает другой, с 54-го маршрута. — У меня был случай: поздно вечером тормоза отказали, когда ехал по спуску от Семеновского озера. Шланг перетерся. А людей полный салон. Еле-еле притормозил возле остановки на улице Челюскинцев. Хозяевам на нас плевать, их только деньги интересуют.
По словам участвующего в рейде инспектора ДПС Владислава Рекечины, обоим этим водителям подписывал путевые листы один и тот же индивидуальный предприниматель. К слову, раньше арендатором микроавтобусов был другой предприниматель, который, как выяснилось, числился в федеральном розыске…
По мнению инспектора, контроль и санкции для недобросовестных перевозчиков нужно ужесточать. Законодательные основания для этого есть. Например, часто салоны маршруток незаконно переоборудуются — вместо 13 сидений перевозчики ухитряются втиснуть туда 15. Это уже несоблюдение лицензионных требований. Перевозить в таком салоне людей опасно. В Уголовном кодексе есть соответствующая статья "Предоставление услуг населению, связанное с опасностью для жизни и здоровья". Лишние сиденья вполне могут стать поводом для возбуждения уголовного дела. Но здесь требуется инициатива прокуратуры.
То же самое касается проверок условий труда водителей. Однако инспекция труда по Мурманской области проводит подобные проверки только в случае соответствующих обращений, которых от водителей пока не поступало.
Как рассказали в отделе технического развития комитета по развитию городского хозяйства администрации Мурманска, по решению главы города Сергея Субботина создана межведомственная рабочая группа, которая будет заниматься контролем пассажироперевозок. Кроме того, 28 мая был принят в первом чтении закон Мурманской области об организации пассажирских перевозок. Власти Мурманска предлагают, чтобы этот закон более четко определил полномочия муниципалитета в контроле за данной сферой. Возможно, это как-то урегулирует работу перевозчиков.
Алексей МИХАЙЛОВ.
#Выбор редакции