Как закон защищает северян, которые собираются влезть в долги по указке мошенников? Можно ли снять наличные с карты в кассе магазина? И как одновременно застраховать жизнь и преумножить сбережения? На эти вопросы читателей «Вечернего Мурманска» ответили специалисты Мурманского отделения Банка России.
Время одуматься
Не так давно мне позвонил неизвестный и сообщил, что кто-то получил доступ к моим банковским данным и, чтобы на меня не набрали кредитов, нужно самой как можно скорее оформить заём – тогда мои кредитные лимиты якобы будут исчерпаны, а мошенники останутся ни с чем. Я знала, что аферисты выманивают деньги под разными предлогами, но этому человеку удалось усыпить мою бдительность. Спасла меня соседка, которую я встретила по дороге в банк. Она объяснила, что меня «ведут» мошенники. Существует ли какая-то защита от таких негодяев, которые принуждают нас брать кредиты, или остается полагаться только на свое здравомыслие?
Валентина Петровна К.
Как пояснили в Мурманском отделении Банка России, принят закон, устанавливающий период охлаждения при оформлении кредитов и займов. Это дополнительная мера защиты от мошенников, предложенная Банком России. Она начнет действовать с 1 сентября этого года.
По новым нормам кредитор обязан будет перечислять заемщику деньги с отсрочкой по времени: она составляет четыре часа для сумм от 50 тысяч до 200 тысяч рублей и не менее 48 часов, если сумма будет выше. Исключением являются кредиты до 50 тысяч рублей, ипотечные, образовательные, а также автокредиты при условии, что деньги зачисляются сразу на счет автодилера.
Как отметил управляющий Отделением Банка России по Мурманской области Юрий Железняк, основная цель законодательных изменений – дать человеку время взвесить риски и одуматься. Это особенно важно, когда заемщик находится под влиянием телефонных мошенников, убеждающих его взять кредит и перечислить эти деньги на якобы «безопасные счета». Такая пауза позволит человеку посоветоваться с родственниками, близкими, найти информацию в Сети или просто прийти в себя.
– Таким образом повысится и финансовая ответственность кредиторов, – подчеркнул Юрий Железняк. – Если банк, микрофинансовая организация выдадут кредит или заём с нарушением норм противодействия мошенникам и по факту хищения будет возбуждено уголовное дело, заемщик освобождается от обязательств по выплате долга.
Наличные на кассе
Я обычно покупаю продукты в супермаркете, но овощи с фруктами предпочитаю брать в небольшом ларьке у дома. Там нельзя расплатиться картой, поэтому всегда перед этим приходится снимать деньги в банкомате, а он находится далеко. Слышала, что можно снять «наличку» прямо на кассе в магазине. Как это сделать? Есть ли какие-то ограничения по сумме? Берут ли за такую услугу комиссию?
Анастасия М.
– Да, действительно, снять небольшую сумму наличных с карты можно не только в банкомате или отделении банка, – отметила эксперт сектора платежных систем и расчетов Отделения Банка России по Мурманской области Марьяна Пискунова. – Жители Мурманской области и гости Кольского Заполярья могут сделать это в супермаркетах, аптеках или на автозаправочных станциях с помощью услуги «Наличные на кассе». К 1 октября 2024 года этот удобный сервис в регионе стал доступен уже в 212 точках. За год их количество выросло на 12 процентов.
Лидерами по доступности услуги стали Мурманск, Апатиты, Североморск и Мончегорск. На них приходится 57 процентов от общего числа торгово-сервисных предприятий Мурманской области, где можно снять наличные с карты на кассе.
– Обычно магазины и АЗС, которые предоставляют такую услугу, размещают специальные информационные наклейки на входе или на кассе, – пояснила Марьяна Пискунова. – Если стикера нет, информацию о сервисе можно уточнить у продавца. Перед оплатой покупки сообщите ему, какую сумму наличных вы хотите снять с карты. Если в кассе достаточно денег, продавец добавит в чек к стоимости покупки запрошенную вами сумму и после оплаты покупки выдаст деньги.
С одной карты можно снять до пяти тысяч рублей в день и не более 30 тысяч рублей в месяц. Комиссию за эту услугу торговые точки не берут, но ее может устанавливать банк, выпустивший карту. Уточните условия в своем банке по телефону «горячей линии», на официальном сайте или в мобильном приложении.
Два в одном
Слышала про новинку на рынке страхования – долевое страхование жизни, когда одна часть стоимости полиса идет на оплату страховки жизни от несчастного случая, а другая – на инвестиции. Что это, как будет работать, в чем преимущества этого продукта и есть ли риски?
Дарья И.
Как пояснила руководитель экономического отдела Отделения Банка России по Мурманской области Наталья Сабина, с 1 января этого года страховые компании стали предлагать клиентам новый инструмент для долгосрочных инвестиций – долевое страхование жизни (ДСЖ). Эта услуга сочетает в одном договоре классическое страхование жизни и вложение средств в паевые инвестиционные фонды (ПИФ). При этом клиент сам определяет, в какие именно паи нужно вложиться. Выбор, комбинация, калибровка инвестпортфеля – все это прерогатива страхователя, а не страховщика. При этом управлять активами будет управляющая компания или сам страховщик, если получит необходимую лицензию.
Важно, что приобретенные паи сразу переходят в собственность инвестора, а не страховщика. Это означает, что даже если со страховой компанией что-то случится – она потеряет лицензию или обанкротится, у человека останутся его паи или он получит за них рыночную компенсацию.
– Однако не стоит забывать, что инвестиционные продукты не могут гарантировать прибыль в конце срока договора и всегда связаны с риском, – добавила Наталья Сабина. – Об этом клиента заранее предупреждают в ключевом информационном документе, который страховщик обязан выдать при заключении договора ДСЖ. В нем должны быть подробно расписаны все условия и особенности продукта. В том числе какая часть денег направляется на страхование жизни, а какая – на инвестирование, какие сделки допускаются с паями ПИФ, какие комиссии при этом взимаются и в каком размере. Кроме того, на следующий день после оформления полиса, страховщик обязан напомнить клиенту, что ДСЖ – не банковский вклад, что от полиса можно отказаться, пока действует период охлаждения, и получить обратно деньги.
Если страхователь откажется от услуги в течение четырех дней, то ему вернется полностью вся внесенная сумма, даже если стоимость приобретенных паев успела снизиться. Если договор будет расторгнут в течение 30 дней, то клиент может рассчитывать на получение страховой части премии и на погашение паев по текущей стоимости.
Кроме того, клиент сможет отказаться от договора и вернуть страховую премию, если за год с паями будет совершено шесть и более операций по обмену или погашению. Эта норма введена для того, чтобы страховщик не использовал изменение инвестиционной стратегии для получения дополнительных комиссий с клиента.
Также регулятор ограничил перечень случаев, когда клиент теряет право на страховые выплаты. Страховщики могут не выплачивать клиенту деньги, только если происшествие связано с алкогольным, наркотическим или токсическим отравлением застрахованного. Компенсацию по страховому случаю компании обязаны выплачивать в течение 30 дней.
Вопрос специалистам Мурманского отделения Банка России можно задать через «Вечерний Мурманск». Обращения принимаются по электронной почте: elenagribova1989@icloud.com. В теме письма желательно сделать пометку «Вопрос Центробанку». Ответы будут опубликованы на страницах «Вечерки».
Подготовила Елена ГРИБОВА
Фото из архива редакции