Херсонское направление – одно из самых сложных в зоне проведения специальной военной операции. Основное оружие поражения на данном участке – это артиллерия и ударные беспилотники. Каждый день наши «птички» выслеживают и выбивают противника с правого берега Днепра. Однако ВСУшники не спешат сдаваться и постоянно пытаются атаковать с помощью тяжелых дронов, получивших прозвище «Баба-Яга». Одну из них удалось сбить бойцам арктической мотострелковой бригады с позывными «Сундук» и «Тетрис».
Оба военнослужащих из обычных рабочих семей. Старший товарищ – «Сундук» призывался из города Мончегорска, а «Тетрис» – из города Заполярный.
– Мы работали на одном и том же предприятии – в Кольской горно-металлургической компании, но на разных площадках. «Тетрис» – сварщиком, а я – аппаратчиком-гидрометаллургом. В ходе проведения частичной мобилизации управление комбината выдало нам повестки. Естественно, и мои, и его близкие очень сильно переживали по этому поводу, ведь понимали, что это не просто прогулка по лесу с автоматом или военные сборы, а что-то серьезное, – рассказывает «Сундук».
После медосмотра парни по распределению попали в Арктическую мотострелковую бригаду и перед тем, как отправиться в зону СВО, прошли подготовку на полигоне в Печенге.
– На полигоне проводились ежедневные занятия по стрельбе и тактической медицине. Нас учили правильно передвигаться в условиях реального боя, искать себе укрытия. Все эти и другие знания сильно пригодились мне, – признается «Тетрис».
После того как два товарища прибыли на херсонское направление, они практически сразу почувствовали на себе, что значит стать целью для FPV-дрона.
– В ходе выгрузки топлива в одну из машин прилетел дрон-камикадзе и ранил нескольких ребят, которых нужно было срочно эвакуировать. Из подручной техники рядом была только «Газель». Необходимо было забрать одного раненого со сломанной ногой. После того как мы погрузили его в кузов и выдвинулись в безопасный район, через лобовое стекло я увидел летящий нам навстречу FPV-дрон, который впоследствии ударил в тент машины. До укрытия мы летели на полной скорости и, только приехав, поняли, что весь маршрут преодолели без одного колеса, – вспоминает «Тетрис».
«Баба-Яга», она же «Костлявая», – излюбленное оружие ВСУ. Дрон способен не только преодолевать большие расстояния, но и нести на себе огромное количество опасных боеприпасов. Из-за крупных габаритов и громкого шума винтов этот дрон работает в основном темной ночью. С помощью тепловизионного прибора наблюдения, установленного на нем, вражеские операторы способны вычислять замаскированные блиндажи и технику, а большая грузоподьемность дает возможность поражать мощными боеприпасами даже хорошо укрепленные опорные пункты, а также производить минирование дорог. Подбить «Ягу» крайне сложно, однако «Сундуку» и «Тетрису» удалось ее одолеть.
– Все случилось как в старой доброй русской сказке: «Повадилось чудо-юдо летать и добрых молодцев пугать, но они все вместе собрались и с ним поквитались». Поздно ночью, находясь на посту, мы услышали приближающийся шум винтов и сразу начали прочесывать небо в тепловизионные прицелы. Долго искать не пришлось – «Костлявая» пролетала совсем рядом с нашим постом и, судя по всему, направлялась к соседям, но мы нарушили ее планы. Перекрестным огнем из автомата и пулемета обеспечили ей «мягкую» посадку в соседнюю протоку, – смеются парни.
Помимо штатного оружия на позициях бойцов очень часто можно увидеть обычные охотничьи ружья, которые также применяются по «железным птичкам».
– Обыкновенная дробь хорошо зарекомендовала себя против дронов-камикадзе. Ее большой разлет – отличный аргумент против их маневренности. Однако «Костлявую» с ружья подбить уже не получится – у нее довольно большие габариты, а количество винтов варьируется от четырех до шести. Нередки случаи, когда укронацисты «бронируют» дрон, обшивая его металлическими листами. Да и ко всему этому «Яга» довольно живуча – некоторые бойцы рассказывали, что она продолжала полет, даже когда начинала гореть, – разъясняет «Сундук».
Каждое утро саперы прочесывают дороги в поисках «подарков», которые оставляют дроны за ночь. Зачастую ВСУ маскируют их под самые неприметные вещи.
– Были случаи, когда на дороге валялись поленья, банки газировки или тушенки, а иногда туалетная бумага. Неопытные водители принимают такие вещи за утерянный кем-то груз, но зачастую такая халатность смертельна. Даже такое небольшое самодельное взрывное устройство способно сильно ранить бойца или остановить технику, а уже прилетевшие к месту детонации дроны закончат начатое дело, – объясняет один из бойцов.
Сейчас «Сундук» и «Тетрис» продолжают охоту на вражеские беспилотники, а уже сбитую «Бабу-Ягу» распилили и раздали в соседние подразделения в качестве трофея. Против она или нет – никто не спрашивал.
Лейтенант Илья СУХАНОВ
Фото автора