Нынешний январь с точки зрения погоды выдался у нас весьма противоречивым. Казалось, мы прошли через все. Через температурные качели, когда оттепели почти мгновенно сменялись крепкими морозами, через двойную норму осадков, выпавших в столице Кольского Заполярья, через гололед и гололедицу, через снег и дождь, через походы в ближайший к дому магазин по узенькой тропочке, вытоптанной в снежной целине. Разве что январской грозы в этом году не было, хотя и она уже стала для нас привычным явлением.
И подумалось мне, что январь у нас в этом году необычный, отличающийся от других январей. Решив выяснить нюансы заполярной зимы, я обратился к Виталию Макарову, основателю и ведущему группы «Погода в Мурманске» в социальной сети «Вконтакте».
Памятный снегопад
Люблю задавать «детские» вопросы. Порой они могут поставить в тупик любого взрослого. Поэтому свою беседу с Виталием Макаровым я и начал с «детского» вопроса, ответ на который, казалось, я знаю.
Всегда думал, что раньше зимой снега в Мурманске выпадало намного больше, чем сейчас. Вспоминалось, какие лабиринты мы рыли в огромных сугробах, как без конца играли в снежки. А еще помнил, как мамина сестра с мужем решили встретить Новый год в Мурманске. Они взяли билеты на самолет на 31 декабря. Вовремя вылетели из Архангельска, но где-то над Мончегорском самолет развернули обратно. У нас в Мурманске был такой снегопад, что видимость была практически нулевой. Совместную встречу Нового года пришлось отложить на год, и тут уж наши родственники, наученные горьким опытом, не сплоховали, купив билеты на 29 декабря.
Однако я отвлекся. Ответ Виталия меня очень удивил. Оказывается, что теперь зимой в Мурманске осадков выпадает больше, чем это было полвека назад. Все дело в том, что 50 лет назад для меня и деревья были большими, и трава зеленее, и вода мокрее. И детские воспоминания сыграли со мной шутку. Ведь почти все сугробы казались мне огромными.
Но Виталий меня утешил, сказав, что если люди не занимаются погодой профессионально, то запросто могут не вспомнить, в каком году происходили те или иные погодные катаклизмы. В качестве примера он напомнил о жутком, почти непрерывном трехдневном декабрьском снегопаде 2016 года, когда городские дворы были практически погребены под снегом. Тот снегопад помнят многие, а вот с годом путаются. Что уж говорить о других зимних событиях.
Пешком по Кольскому заливу
Нынешний январь с точки зрения температуры можно назвать обычным зимним месяцем. Обошлось без рекордов мороза и тепла. А январские рекорды холода в Мурманске держатся с 1985 и 1999 годов. Температура опустилась до рекордных минус 39,4 градуса. Только в 1985 году рекорд пришелся на первую декаду января, а в 1999 году – на третью.
Кстати, относиться к рекордам как мороза, так и тепла, нужно спокойно. Рекорд чаще всего означает повышение или понижение температуры воздуха на одну десятую градуса.
Думаю, многие из нас запомнят небывало жаркое лето 2024 года. Как и осень. Ведь они стали самыми теплыми за все
80 лет, что ведутся наблюдения. Побито было множество температурных рекордов. Были минувшим летом дни, когда рекорды устанавливались почти каждые сутки.
Да и самих рекордов множество. Есть абсолютные минимумы и максимумы по году, по месяцу, есть и средние рекорды по году и по месяцу, а есть рекорды и посуточные. Январские 1985 и 1999 годов стали для Мурманска абсолютными минимумами. Холоднее в нашем городе никогда не было за все годы наблюдений. Хотя говорят, что когда в Мурманске было –39,4 градуса, то в аэропорту термометр показывал –52 градуса. И если рекорд холода установлен в январе, в разгар зимы, то абсолютный рекорд тепла приходится на самый разгар лета, на июль. И это +32,9 градуса.
А еще очень осторожно надо относиться к понятию «залив замерз». В большинстве случаев это журналистская утка. Стоит нашему брату увидеть тоненький прозрачный лед, плавающий в заливе возле морского вокзала, мы, предвкушая сенсацию, начинаем кричать, что залив замерз. Между тем, чтобы он действительно замерз, нужно, чтобы отрицательная температура ниже 30 градусов продержалась, как минимум, несколько дней. Только тогда можно сказать, что залив замерз, имея на то все основания. Так, как было зимой, а точнее, весной 1966 года. Залив замерз в марте. Действительно замерз, ведь люди тогда могли перейти по льду с восточного берега Кольского залива на западный! Вот это и называется «залив замерз», а все остальное – это просто погоня за дешевыми сенсациями.
Не стреляйте в пианиста!
Если с осадками и их количеством меня Виталий Макаров разочаровал, то, к моему глубокому удовлетворению, он полностью подтвердил мою уверенность, что погодные народные приметы у нас, на Крайнем Севере, не работают. А ведь ими так любят щеголять ведущие прогноза погоды. Если речь идет о телевидении, то, может быть, для того, чтобы дольше оставаться в кадре и запомниться телезрителям?
Уверен, что все эти приметы годятся для средней полосы России, но уж никак не для Крайнего Севера. Ведь нам рукой подать до Арктики, а Арктика – это кухня погоды! На ней погоду «варят» независимо от того, что сообщают нам народные приметы. Возможно, там о них и вовсе никогда не слышали?
Сегодня дать нам точный прогноз погоды синоптики могут только на ближайшие сутки, а более или менее уверенно спрогнозировать ее – на трое суток. Все остальное – это тайна за семью печатями. Короче говоря, не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет.
А еще Виталий подтвердил, что словосочетание «крещенские морозы» – не более чем фигура речи. Никакого документального подтверждения тому, что каждый год на Крещение нас ждут морозы, нет.
Вот и в этом году никаких крещенских морозов не было, скорее, была крещенская оттепель. Хотя сам слышал и читал журналистские перлы о том, что в этом году не было традиционных крещенских морозов. Бывали, конечно, на Крещение морозы, но бывали и оттепели, а бывала и обычная зимняя погода со снегопадом и легким морозцем. Думаю, что в немалой степени крещенские морозы прославил великий русский поэт Николай Рубцов, чьи традиционные чтения только что состоялись у нас. Николай Михайлович, предчувствуя свой скорый уход из жизни, написал: «Я умру в крещенские морозы, я умру, когда трещат березы».
Я очень люблю поэзию Рубцова, но тут, скорее, готов согласиться с Эльдаром Рязановым, написавшим: «У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать». Мне нравится наша погода. В том числе и своей непредсказуемостью. Наши жены могут в конце мая уйти на работу в босоножках, а вернуться домой по щиколотку в снегу, а в январе мы вполне можем прогуляться совсем не по свежему, хрустящему под ногами снегу, а по лужам. И мне это нравится. Хотя, может быть, потому, что я другой погоды-то и не знаю. Ведь я родился и всю жизнь живу в Мурманске. И мне это тоже нравится!
А что касается января, то погода второго месяца зимы была такая, как обычно. С морозами и оттепелями, со снегопадами и ясными днями, с гололедом и гололедицей (кстати, это два разных природных явления). И солнца в Мурманске после полярной ночи мы тоже дождались, как обычно: 11 января. Значит, все в порядке!
Андрей ПРИВАЛИХИН
Фото Андрея Жданова и из архива редакции