Пошел, побежал, полетел вперед новый учебный год. Каждый сентябрь сулит нам новое. Ученикам, их родителям, учителям. Нынешний сентябрь не стал исключением. Появились сразу три новые дисциплины.
Разговоры о важном
Не спешите ругаться, плакать и возмущаться. Количество учебных часов в неделю останется прежним. Уроки ОБЖ заменит курс «Основы безопасности и защиты Родины», этакий сплав «Основ безопасности жизнедеятельности» с «Начальной военной подготовкой», уроки технологии теперь будут называться на старый манер – «Труд», но с учетом современных реалий. Так что реально новыми станут только уроки «Семьеведения». Да и те вроде бы будут необязательными, и проводить их должны в рамках внеклассных «Разговоров о важном», которые появились в школьном расписании в сентябре 2022 года.
Когда два года назад в наших школах повсеместно внедряли «Разговоры о важном», то в официальных заявлениях и методичках утверждалось, что предмет направлен на «укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и воспитание патриотизма. Значение «Разговоров» особенно возросло, когда первого сентября 2022 года в Калининграде первый такой урок провел Президент России Владимир Путин. Это был открытый урок «Разговор о важном» для победителей олимпиад и конкурсов в области культуры, искусства, науки и спорта.
Что же это получается? Сначала в рамках классных часов ввели «Разговоры о важном», а теперь в рамках «Разговоров о важном» вводят «Семьеведение»? Или «Семьеведение» станет единственным «Разговором о важном»? Ведь его курс рассчитан на 34 часа, уроки будут проводиться раз в неделю. Но ведь учебный год в школе длится именно 34 недели, стало быть, «Семьеведение» заменит «Разговоры о важном»?
В тестовом режиме
Я нисколько не иронизирую. По мне так именно семья является едва ли не самым главным в жизни каждого из нас. В моей жизни точно! Помните, как сказала героиня одного очень популярного в свое время советского фильма: «Семья, как Родина, она просто должна быть». Так что я приветствую появление «Семьеведения» в школьной программе, но очень уж много вопросов порождает скорость, с которой внедряют новый предмет.
Ввести курс «Семьеведение» в школьную программу предложила в марте 2023 года депутат Государственной Думы, глава думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина. А сегодня депутат Останина говорит о том, что это будет добровольная, необязательная программа, и речь не идет о том, чтобы обязать все школы с начала нового учебного года ввести этот курс. В педагогическом сообществе неоднократно заявляли, что учителя вряд ли успеют подготовиться к преподаванию нового курса и начнут полноценно вести его уже с первого сентября 2024 года. Возможно, в Государственной Думе приняли это к сведению.
К тому же программа для учеников 5–9-х классов появилась лишь в конце августа, а для старшеклассников и студентов средних специальных учебных заведений пока не опубликована вовсе. В итоге в последние дни лета Минпросвещения сообщило, что в 2024/2025 учебном году курс «Семьеведение» будет тестироваться в нескольких регионах страны, хотя это и не уменьшает количества моих вопросов.
Деликатнейший предмет
Надо коротко сказать и о программе нового курса. В ней пять тематических блоков: «Человек, семья и общество», «Мои родственники, похожие и разные», «О семейном уюте и не только», «Важней всего погода в доме» и «Современная семья и ее право».
Заметьте, пока речь идет о том, что курс необязательный. Непонятно, что это значит? Он необязателен для преподавания или необязателен для посещения его учащимися? Ведь мы все знаем, как относятся учащиеся к любому факультативному курсу. У них и без таких дополнительных и необязательных уроков выше крыши. А ведь я уже сказал, что, по моему мнению, курс этот в школе просто необходим!
Перехожу к самому главному для меня вопросу – кто будет преподавать «Семьеведение»? Кто-то говорит, что классные руководители, кто-то ратует за учителей истории, кто-то совершенно уверен, что вести этот курс должны профессиональные психологи. Очень может быть. Только вот самое главное, на мой взгляд, вовсе не профессиональная подготовка преподавателя «Семьеведения», а нравственное право преподавать этот сложнейший, важнейший и деликатнейший предмет. Да. Я так действительно считаю. Нравственное право!
Давайте для начала определимся с термином. Что такое семья? Муж и жена – это семья. Муж, жена и ребенок – тоже семья. Женщина и ребенок – и это семья. Мужчина и ребенок – семья. Взрослые мать и дочь – семья. Мы о какой из них собираемся говорить? Какие ценности проповедовать? Институт брака у нас в России переживает глубокий кризис. В 2021 году было заключено более девятисот тысяч браков, а почти шестьсот пятьдесят тысяч пар развелись. Развелись, разумеется, не те или не только те, которые вступили в брак в 2021 году. Ведь распадаются браки, которые просуществовали и пять, и десять, и двадцать лет.
Прочитал на просторах Интернета о том, что опытнейший и мудрый учитель отменил в четвертом классе сочинение на тему «Я и моя семья». Педагог посчитал, и не без оснований, что это нанесет огромный удар по психике ребенка. «Не все растут в полной и дружной семье. А мы будем им рассказывать, как хорошо, когда она целая. Мы так врываемся в чужую семью и взрываем ее», – пояснил учитель.
Мы порой в своей семье разобраться никак не можем, а тут начнем претендовать на то, чтобы учить совсем юных ребят тому, как нужно жить, проповедовать семейные ценности, не имея на то никакого морального и нравственного права. А оно должно быть! Но, с другой стороны, если проповедовать семейные ценности на примере семьи собственной, то это будет значить, что мы будем выворачивать душу наизнанку перед своими учениками? Правильно ли это? Нужно ли так поступать? Но лучше ли будет лицемерить перед ребятами, говоря о традиционной и счастливой семье, имея за плечами два неудачных брака, двоих детей от двух разных жен и 33 процента алиментов, которые ты платишь нерегулярно?
Учитель или психолог?
При современном развитии Интернета и социальных сетей личная жизнь и учащихся, и педагогов вовсе не является тайной за семью печатями, причем зачастую они сами и выставляют ее напоказ в тех же социальных сетях. Это я к тому, что проповедующему традиционные семейные ценности алиментщику с двумя неудачными браками запросто могут сказать: «А какое право есть у вас рассказывать нам о семейном счастье?». Не каждый найдется с ответом, хотя и тут можно попытаться объяснить, что рассказывает он все это для того, чтобы ребята не повторили его ошибок.
Честное слово, я не знаю, кто и как должен преподавать этот мудреный и тонкий предмет. Знаю, правда, что я для этого не гожусь. Причин объяснять не хочу и не буду. И чью семью возьмут за образец? Ведь то, что браки заключаются на небесах, всего лишь фигура речи при всей ее красоте. Ведь даже Феврония получила в мужья Петра хитростью, а попросту говоря, шантажом. И умерли они в один день, но далеко друг от друга, в разных монастырях, поскольку на склоне лет приняли монашеский постриг. Но я, скорее, готов поверить в историю любви Петра и Февронии, чем в сказки о том, что «прожил я со своей любушкой в любви и согласии, и ни разу не было между нами ни ссор, ни разладов». Не бывает так в жизни. Именно потому, что это жизнь.
Так, может быть, поспешили с «Семьеведением»? Ведь те, кто принял решение о новой дисциплине, вовсе не собираются ее преподавать! Может быть, пока все не устаканится, будет лучше, если преподавать ее действительно будут профессиональные психологи? Они смогут с холодным рассудком объяснить, как избежать невидимых подводных камней на сложном семейном пути?
Мы привыкли преодолевать трудности, которые сами себе создали. Тут случай другой. Одни создали трудности, а преодолевать их будут другие, а именно учителя, ученики и их родители. Пусть у всех получится.
Андрей ПРИВАЛИХИН.
Фото из открытых Интернет-источников.