В мурманском городском выставочном зале такого, пожалуй, еще не бывало – сразу две выставки одного автора открылись в выставочном пространстве на улице Челюскинцев, 27.
Как говорит сам автор работ, известный мурманский фотограф Александр Степаненко, выставки разместятся буквально по соседству, в пяти метрах друг от друга, в смежных залах. Одна из них – «Искушение, или Линии женского тела» – маркирована возрастным цензом 18+, что для городского выставочного зала тоже редкость. Другая – «Чернобыльская деревня» (0+) – о родных местах автора, рождающая диапазон сложных эмоций: от улыбки вслед беззаботному деревенскому советскому детству до горького сожаления о навсегда уничтоженных белорусских деревнях, попавших в опасную зону чернобыльской катастрофы.
Вовка и Филька
Александр Степаненко не расстается с камерой с 12 лет! С тех самых пор, как родители купили ему фотоаппарат. И это был 1976 год.
Он серьезно увлекся фотографией в кинофотостудии «Юность Хибин» – семья тогда жила в Кировске. А вот насколько серьезно увлекся, Александр рассказывает в своей новелле «Навстречу мечте!», датированной октябрем 1981 года, так:
«Я боюсь высоты! Но иногда ради хорошего снимка хочется куда-то подняться повыше: на крышу дома или гору. Конечно, если ты родился и живешь в Хибинах. Поэтому, когда у нас в Кировске началось строительство новой телебашни, я размечтался, что с верхней площадки этой красавицы можно сделать прекрасную панораму города среди заснеженных гор.
Моих друзей, Вовку и Фильку, долго уговаривать не пришлось.
Солнечным морозным днем мы добрались до телевышки. На наше удивление, там никого не было, а дверь здания была закрыта на замок. Стучали, кричали, но… все-таки решили – на свой страх и риск – подняться на 230-метровую высоту.
Фильку оставили сторожить объект, а сами стали подниматься по свежевыкрашенным лестницам. Метров через 50 заметили, что со стороны Титана в нашу сторону быстро движутся облака, на высоте 100 метров они стали закрывать нас и Кировск. Мы оказались среди облаков, поднимаясь как раз по белой секции телевышки.
Ощущение нереальности: держишься за белую лестницу, а кругом сплошные белые облака – и ниже, и выше тебя. Голос друга звучал заоблачно. Мы словно висели в воздухе, но ради хорошего кадра уверенно ползли еще выше!
Как только мы просочились через облака, нам снова улыбнулось солнышко, а мой страх высоты исчез: я перестал видеть землю. Только город и горы.
Буквально за несколько минут густая облачность затянула весь город. Но мы успели!
Спускались быстро. Но какая была радость, когда из кустов с громким лаем выскочил Филька. Какой молодец: полтора часа он ждал нас внизу!
Прости, дружище, на радостях я про тебя-то и забыл!».
Помирились все-таки!
Что может быть интересней талантливых снимков Александра Степаненко? Только его новеллы! Порой совсем коротенькие, размером с реплику, но почти всегда пронизанные аутентичным северным юмором. Часть из них периодически появляется на странице талантливого мурманчанина в социальной сети «ВКонтакте».
Ну вот, например, он рассказывает, как летом 1996 года впервые попал на Сейдозеро.
«На Ниннчурте заинтересовали меня два больших камня, стоящих спиной друг к другу. Точно: старик и старуха! Сделал снимок и подошел поближе. Дождик усилился, и я решил спрятаться в небольшом углублении между ними. Повеяло холодом: поругались старые, значит!
28 июля 2024-го вновь повезло подняться к моим старым знакомым. Сияло солнышко, по небу плыли очаровательные облака, а в углублении между стариком и старухой было очень тепло и уютно! Помирились все-таки! Какие молодцы!».
Опасная зона
В фотообъективе Александра Степаненко – зачастую сюжеты, продиктованные самой природой: деловитая северная пчелка, увлеченно собирающая нектар с соцветия, или несколько ромашек, проросших сквозь вековые трещины заполярного валуна. А еще – репортажи с праздников и будней, кажется, всеми забытой глубинки, говорящие портреты сельчан, эмоциональная эксцентрика сельской жизни.
Одна из его известнейших фотоэпопей, рождавшаяся около трех десятков лет, называется «Будни архангельской деревни». Другая – «Чернобыльская деревня», представленная городским выставочным залом на суд мурманчанам, снималась 36 лет. В экспозицию, к слову, вошли также 36 снимков этого пронзительного фотопроекта о жизни деревни, накрытой радиационным облаком Чернобыльской аварии в 1986 году.
Обе фотоэпопеи уже экспонировались на известном сайте Front.Photo и вызвали восторженные отзывы. Организаторы фотоэкспозиций признаются, что опыт автора не мог не впечатлить. Ну, шутка ли – последовательный фотограф десятилетиями документировал жизнь российской и белорусской деревень, причем с минимальной дистанции, не камерой заезжего корреспондента, а глазами своего, родного человека, «инсайдера», рассказывается на сайте.
«В российской фотографии, по-моему, в наше время такое больше никому и не удавалось. В случае с Киселевкой волшебство совсем уж фантастическое – первые (и прекрасные!) кадры проекта сняты за годы до катастрофы, там еще «та» жизнь. Александру в 1979-м было только 15 лет», – уточняет один из сотрудников сайта Артем Чернов.
«На этих фотографиях – жители моей родной белорусской деревни в Могилевской области, – рассказывает Александр. – Здесь родились и выросли мои родители, и мы бегали босоногими пацанами, пасли лошадей, ловили в речке раков. Не забывается запах скошенной травы, вкус парного молока…
Уже после аварии на ЧАЭС, в 1990 году, я вернулся в родную Киселевку. Ничего не изменилось в деревенской жизни: рожают детей, пашут поля, а вечерком у костра веселится молодежь. Но за огородами появились знаки «Радиоактивность. Опасная зона!».
Закопанная деревня
К слову, первые попытки переселить деревню власти сделали еще в 1992 году, большинство жителей уже тогда переехали в более безопасное место, в новые дома. Однако пять больших семей и еще несколько человек остались в деревне на долгие годы, по своей воле, вопреки постановлениям.
Лишь в 2015-м было реализовано решение о полной ликвидации деревни, захоронении домов и переселении всех в новый поселок.
«Летом 2015 года закопали нашу деревню – родину моих родителей, дедов и прадедов, проживавших там, согласно данным исторического архива Республики Беларусь, с XVIII века, – рассказал автор фотопроекта «Чернобыльская деревня» Александр Степаненко. – Деревня Киселевка Костюковичского района Могилевской области, расположенная между тремя кладбищами, сама стала огромным кладбищем».
Пронзительная фотография
Снимки Киселевки сопровождаются рассказами жителей деревни, один из них, Владимир Гнедой, вспоминает, как вместе с сельчанами, побывав на могилах родных, пешком обошли всю деревню: «Трудно описать словами всю горечь и ужас произошедшего: люди покинули эти прекрасные места, дома захоронены. И только по знакомым с детства мелочам с трудом узнаешь, где и кто здесь раньше жил. Дороги превратились в тропинки, деревья нависают над тобой, качая разросшимися сучьями. Тишину, давящую на уши, нарушает пение птиц, и ты понимаешь – это конец истории деревни, которой почти 300 лет».
Одна из самых пронзительных – фотография памятника похороненным деревням, который на свои личные сбережения 4 августа 2018 года поставили сельчане из Прудка, Киселевки, Тарасовки, Зеленковичей, Самотевичей и Малого Хотимска.
Искушение
О выставке для взрослых «Искушение, или Линии женского тела», маркированной возрастным цензом 18+, ее автор Александр Степаненко рассказал более чем емко: «В 30 лет я думал, что знаю женщин. В 31 год я понял, что не знаю. В 32 года я понял, что не знал, не знаю и никогда не узнаю. И только в 33 года я понял, что не знал загадку женщины, не знаю, никогда не узнаю и… Не надо этого делать! А как хочется…».
Ну, это тот случай, когда слова ничего не значат. Можно только чувствовать и молчать. В экспозиции – 20 работ мастера, и их загадочный флер, могу поспорить, заставит вас задержаться у каждой.
Счастливчик Степаненко
Как-то, снимая оленье стадо, Александр неожиданно для самого себя обзавелся симпатичным крестником с длинными тонкими ножками, который стал мурманскому фотографу еще и… однофамильцем! И эта история легла в основу его очередного рассказа «Счастливчик».
«Погода со второго по седьмое мая была холодная и ветреная. Важенки, оберегая свое будущее потомство, не собирались телиться, ожидая теплых деньков. На базе оленеводов сидеть не хотелось, и 7 мая я поехал с Игорем Чупровым и Михаилом Шаршиным на сутки в стадо. И не пожалел: повезло увидеть, как через несколько минут после рождения олененок уже пытался встать на свои длинные тонкие ножки, как нежно его облизывала заботливая мама!
Наверное, я поступил неправильно, решив фотографировать новорожденного в первые минуты его жизни. Я лег на снег рядом с ним, успел сделать всего лишь пару кадров, малыш потянулся ко мне, я – от него: боялся, чтобы он не коснулся меня, иначе олениха его бросит.
Олененок встал, я – тоже, он – ко мне, я – от него. Рядом с малышом – живое существо, но не хочет его ни погладить, ни молоком накормить.
– Ну, раз малыш первые шаги в своей жизни сделал к тебе, – сказал Игорь, – значит, Степаненко его и назовем!
Я решил, что Игорь Чупров шутит, и почти не обратил внимания на его слова, но каково было мое удивление услышать через месяц вот такой рассказ.
– Через несколько дней, как ты от нас уехал, – сказал Денис Юлин, – в стадо пришла медведица, успела не столько съесть, сколько попортить оленей. Догнать мы ее не смогли. Смотрим, бежит она с косогора, а там за кочкой Степаненко лежит. Ну, думаем, сейчас ему хана: раздавит и не заметит. И что ты думаешь, медведица проскочила, а Степаненко встал и пошел к мамке.
Слушаю Дениса и что-то никак не могу его понять: какая кочка, какая медведица, какой Степаненко?
– Как какой? – удивился Денис, – тот олененок, что родился при тебе.
Значит, счастливчиком оказался мой «крестник»!
ИЗ ДОСЬЕ «ВМ»
Александр Степаненко родился 11 августа 1964 года в городе Кировске Мурманской области.
В юности занимался в кинофотостудии «Юность Хибин» (преподаватель – Мария Федоровна Кедрова) и в городском фотоклубе «Хибины» (руководитель – Марс Ханов).
После службы в Советской армии работал водителем «БелАЗа».
В 1985 году поступил на факультет журналистики МГУ. Фотомастерскую вел фотокорреспондент РИА «Новости» Владимир Вяткин. Второй университетский наставник – известный российский фотограф Павел Кривцов.
С 1991 по 2001 год – фотокорреспондент областной мурманской газеты «Полярная правда». Член Союза фотохудожников России.
Автор фотоальбома «Оленный народ» (Мурманск, 2000 год). Автор документальной книги «Расстрелянная семья» (исторические очерки о кольских саамах, 2002 год).
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото Александра СТЕПАНЕНКО.