В мурманском городском выставочном зале я видела десятки экспозиций из множества работ – из тополиного пуха, из ниток, из бисера, из соломы и березовой коры и даже из кукурузных листьев. Но из воздуха – еще ни разу.
Выставку мурманчанки Ирины Назарук так и назвали – «Из воздуха» (0+). И возможно, если бы это название было другим, я бы так и не поняла, почему, заканчивая смотреть ее картины, вновь поворачиваешься к первой из них и начинаешь второй круг обзора, а затем тянет на третий… Магия какая-то.
Картинки в голове
Ирина Назарук говорит, что все изображенные сюжеты так или иначе в разное время появлялись в ее голове, абсолютно не согласуясь с ее сиюминутными мыслями. Словно бы из воздуха. И для нее самой, и для поклонников ее творчества такие метаморфозы до сих пор остаются загадкой. И это только подогревает интерес к картинам талантливой мурманчанки.
Ирина рассказывает, что картинки в голове начали появляться, когда ей было то ли 21, то ли 22 года. Она и сама понимала, что такая история выглядит немного неправдоподобно. Но все же поделилась ей со знакомой. А та в ответ посоветовала: «Так если картинки приходят в голову, нарисуй их!».
– И тут я поняла, что рисовать-то и не умею, – вспоминает художница. – Пришлось научиться. Судьба подарила мне встречу с прекрасным человеком из кинематографической среды Ириной Михайловой, дочкой известного звукорежиссера. Ирина Юрьевна окончила ВГИК, увлекалась изобразительным искусством, и она меня, можно сказать, заставила учиться рисованию. Мне кажется, она тогда поверила в меня больше, чем я сама!
На первой работе Ириной Назарук нарисован паровоз, поскольку по профессии она – железнодорожник, и в то время работала проводником. И это единственная из нарисованных ею трехсот картин, которая рассказывает о профессии. «Я разделила работу и творчество, – рассказывает мурманчанка, – это слишком разные, автономные части моей жизни».
Позднее озарение
Ирина Назарук говорит, что картинок в ее голове слишком много. И она не может себе позволить корпеть над какой-то одной месяцами. Ну не получилось что-то – наплевать. Садится за следующую.
Рассказывает, что рисует в основном по выходным: «Есть у меня два-три часа, я за раз – села и нарисовала. Как получилось, так и есть, я ничего не переделываю. На одну работу уходит от 40 минут до двух-четырех часов. И мне этого времени достаточно». А неудачные на ее взгляд работы попросту выбрасывает. И объясняет это так: «Я живу в однокомнатной квартире, я с этими картинами в прямом смысле слова живу! И если я начну оставлять еще и неудачные эксперименты, то мне попросту будет жить негде». А потом шутит: «И даже если начну стены ими оклеивать, в моей «однушке» стен точно не хватит!».
Традиционных творческих планов, как, впрочем, и художественного образования у этой необычной одаренной мурманчанки нет. «Ко мне слишком поздно пришло это озарение – рисовать, и для меня сейчас рисовать – самое главное», – признается она.
Способность к саморазвитию
С самого детства экспериментаторская натура и неуемная фантазия Ирины Назарук искали своего проявления, рассказывают о талантливой художнице в мурманском городском выставочном зале. Это проявлялось и на театральных подмостках, и в освоении игры на гитаре, и в литературных опусах. Но самой сильной страстью стало изобразительное искусство.
Еще будучи ученицей школы № 5, под руководством учителя ИЗО и черчения Виталия Ивановича Петрова, по совместительству руководившего клубом спортивного ориентирования «Багульник», она увлеклась графикой и путешествиями.
С годами оба увлечения только крепли. Походный рюкзак стал неотъемлемой частью отдыха, уводившего Ирину то в просторы родных Хибин, то на берега Селигера, то в жаркие объятия Крыма. Увиденное в путешествиях требовало своего воплощения на бумаге.
Увлечение музыкой и любовь к джазу, соулу, спиричуэлсу, рок- и поп-музыке также нашли отражение в ее творчестве. Упорство, желание узнавать все новое и способность к саморазвитию толкали Ирину к изучению новых изобразительных техник и поиску своего, неповторимого почерка.
Ее пейзажи, посвященные Крыму, пропитаны солнцем, солеными брызгами Черного моря и аутентичностью старинной архитектуры.
Картины, посвященные Кольскому полуострову, источают суровость и загадочность нашего края.
Музыканты и певцы, кажется, вот-вот сойдут с полотна, и мы услышим настоящие звуки музыки.
Круг почитателей таланта Ирины Назарук неуклонно растет. Многие ее картины нашли свой второй дом у любителей живописи и графики по всей России и за ее пределами.
Пушкин и Тихон
В соавторах у Ирины Назарук две творческие дворняги – Пушкин и Тихон, которых она подобрала на улице. Пушкин как-то в канун новогодних праздников прибился к подъезду ее дома и почти сразу получил прописку в однокомнатной квартире художницы. А Тихон пришел к ней на работу – в торговый порт, где Ирина трудится дежурным стрелочного поста. Показывал почти цирковые номера, уморительно гонялся за собственным хвостом и очаровал. Хозяйка говорит о своих любимых дворнягах коротко: «Детдомовские». Тихон с первых дней жизни в квартире Ирины прослыл коммуникабельным рубахой-парнем. А Пушкин – с характером. «Ну на то он и Пушкин!», – шутит по этому поводу хозяйка.
Соавторство Тихона и Пушкина в создании картин в основном заключается в проставлении на них автографов. У Ирины нет ни одной работы, на которой бы не было шерсти ее «соавторов»!
– На каждой картине, если присмотреться, можно найти хотя бы одну волосинку собачьей шерсти, – опять шутит художница.
Несмотря на то, что этот лохматый дуэт умудрился отметиться на каждой работе, ни одного портрета ни Тихона, ни Пушкина пока нет. Но хозяйка признается, что идеи, как именно изобразить своих верных четвероногих соавторов, уже появились. И возможно, на следующей «персоналке» талантливой горожанки мурманчане смогут оценить портреты двух обаятельных мордашек.
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото автора и из личного архива
Ирины Назарук.