Взыскивать долги с физических лиц финансовым учреждениям теперь надо особенно аккуратно. За бесконечные звонки и сообщения их могут привлечь к административной ответственности, а за угрозы и клевету – к уголовной. Новый закон, направленный на соблюдение прав и интересов заемщиков, читателям «Вечернего Мурманска» разъяснил временно исполняющий обязанности начальника отдела правового обеспечения, контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области Роллан Пахомов.
Строго по закону
Согласно вступившему в силу с 1 февраля 2024 года федеральному закону судебные приставы всей страны начали вести перечень кредитных и микрофинансовых организаций (МФО), включение в который будет осуществляться автоматически после получения соответствующего статуса от Банка России. Банки и МФО обязали иметь специальное оборудование и программное обеспечение для записи и хранения информации о фактах взаимодействия с гражданами в ходе возврата просроченной задолженности. Юридические лица должны вести аудиозаписи разговоров как при личных встречах с должниками, так и по телефону, и в течение трех лет хранить записи текстовых, голосовых и иных сообщений. Это позволит судебным приставам более оперативно выявлять факты нарушений прав граждан и привлекать излишне назойливых коллекторов к ответственности.
– Стоит отметить, что в силу закона в отношении граждан, участвующих в специальной военной операции – мобилизованных или заключивших соответствующий контракт, приостанавливаются не только исполнительные производства о взыскании задолженности, но и действующие договоры займа, заключенные с банками и иными кредитными организациями, – напоминает Роллан Пахомов.
В прошлом году заполярным приставам поступило 217 обращений по поводу нарушения прав граждан при взаимодействии с ними по вопросам возврата просроченной задолженности. К административной ответственности были привлечены 15 микрофинансовых организаций, шесть банков и четыре сторонние организации. Сумма штрафов по этим делам превысила миллион рублей.
– За последние два года – с момента начала моратория на проведение проверок – недобросовестные коллекторы попадаются все реже, – отмечает Роллан Магдадович. – За это время в адрес коллекторских компаний было внесено всего четыре предостережения, тогда как составлено порядка сорока протоколов. И большинство из них – на банки и микрофинансовые организации. Да, в последнее время недобросовестными лицами выступают как раз кредитные учреждения.
Какие ваши доказательства?
Основная проблема в работе по привлечению виновных лиц к ответственности в том, что граждане, которые пишут жалобы, не предоставляют достаточно доказательств – фотографий, скриншотов, аудиозаписей и прочего материала. В связи с этим судебные приставы не могут провести работу полноценно и до конца.
– В Мурманской области случаев, когда коллекторы угрожают жизни и здоровью, нет уже много лет, – продолжает Роллан Пахомов. – Они стали работать другими методами, например, распространяют в соцсетях информацию неприличного содержания, выходят на родственников должников. За заведомо ложную информацию введена уголовная ответственность. Но если человек не фиксирует факты, мы не можем никого за это привлечь.
Благодаря изменениям в федеральном законе требования к коллекторским, микрофинансовым и кредитным организациям ужесточились. Кредитор или его представитель может проводить личные встречи с должником только один раз в неделю, а звонки осуществлять один раз в день два раза в неделю, то есть всего восемь раз в месяц. Взаимодействие не допускается в рабочие дни с десяти часов вечера до восьми часов утра и в выходные и нерабочие праздничные дни с восьми часов вечера до девяти часов утра по местному времени, где живет или пребывает должник.
– При поступлении в ваш адрес текстовых, голосовых и иных сообщений, телефонных звонков, почтовых отправлений по месту жительства или пребывания, которые направлены на возврат просроченной задолженности и связаны с неправомерными действиями в отношении вас и ваших близких, рекомендуем принять меры к их фиксации любым доступным для вас способом, – подчеркивает Роллан Магдадович. – Материалами для доказательства могут послужить записи на диктофон, переписка, зафиксированная на снимке экрана так, чтобы читалась дата, детализация звонков и сообщений у оператора сотовой связи, фотоотчет и прочее. Эти действия помогут сотрудникам отдела, рассматривающим ваши обращения, собрать более полную доказательную базу для привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности.
И конечно, каким бы социально ориентированным ни был новый закон, должникам нужно помнить, что разбираться с собственными долгами – их обязанность.
Констанция БОГУСЛАВСКАЯ.
Фото предоставлено УФССП по Мурманской области.