Моя любимая серия работ мурманского фотографа Анны Луценко называется «Побег из офиса». На снимках – красивая девушка в классическом офисном костюме, зажав подмышкой серф-доску, бежит босиком по пляжу к океанским волнам.
На месте этой отчаянной девушки я представляю Анну, автора этой серии. Пять лет назад она круто поменяла свою жизнь, «сбежав» из банковского офиса к океанским волнам вдохновения фотографа-фрилансера.
Сегодня эта легкая на подъем мурманчанка снимает по всему миру и ставит свой личный психологический эксперимент, пытаясь разглядеть через глазок фотокамеры тонкую загадочную душу русских женщин, живущих в разных частях планеты.
О внутреннем маршруте
Самый первый серьезный проект Анны Луценко полтора десятка лет назад строился на жанровых портретах горожан. Ей было очень интересно общаться с людьми, подбирать ракурс съемки, одежду, реквизит, интерьер. Так получался небольшой рассказ о человеке, его внутреннем мире и его переживаниях. Главной целью этой портретной серии было вызвать сильные эмоции. И это удалось! Мурманчане, запечатленные на портретах, говорили, что увидели на них как бы со стороны свой внутренний мир, самих себя, но без масок будничной повседневности, словно бы душа разделась и показала себя такой, какая она есть.
– Мой основной проект – работа с женскими портретами, это то, к чему я пришла за пятнадцать лет своей работы с фотографией, – объясняет Анна Луценко. – Я шла к этому через свои внутренние трансформации, через свою рефлексию. И основная тема моего проекта – это любовь к себе. Я сейчас исследую эту тему, и это исследование растянулось уже на годы. Сейчас я вижу, что женщины в России, в том числе мурманчанки, несмотря на то, что они прекрасны внешне, ухоженны, образованны, харизматичны, успешны, первым делом видят свои недостатки и словно бы испытывают за них вину.
Любая девушка на фотосъемке прежде всего говорит не о том, что в ее внешности особенно красиво, а о том, что у нее не так. Как будто бы извиняется. За колени, например. Или барышне сколько-то лет назад в школе кто-то что-то сказал о ее внешних данных, и она поставила себе за внешность «неуд» и «приговорила» себя на всю жизнь. Почему этот проект так интересен мне, так важен для меня? Потому что чаще всего мы себя не видим, а стало быть, и не понимаем в той степени, чтобы составить представление о том, какие же мы. То есть мы смотрим на себя в зеркале зачастую при плохом освещении, которое утрирует или даже искажает наши черты, и мы привыкаем себя критиковать. Нас и в детстве чаще всего мало хвалили, особенно за внешние черты. И моя миссия в этом портретном проекте – показать каждой героине фотосессии ее внешнюю и внутреннюю красоту, ее мысли, переживания, ее тонкую душевную пластику. Суметь уловить все это и показать с помощью технических приемов в фотопортрете.
О бизнесменах и достигаторах
Глядя на снимки Анны Луценко, опубликованные в известных российских и зарубежных журналах, невозможно предположить, что эта одаренная мурманчанка по образованию экономист, полтора десятка лет проработавшая в банке. Получив эту серьезную специальность, Анна, родители которой также экономисты, продолжила семейную династию.
Анна говорит, что выбор будущей профессии для нее был своеобразной драмой. Она очень хотела поступить в петербургский вуз на факультет дизайна интерьеров. Однако в конечном итоге пошла по стопам родителей.
Но в кабинете обаятельного банковского сотрудника Анны Луценко на стенах едва ли не сразу вместе с хозяйкой появились снятые ей пейзажи и портреты. Коллеги заходили почти как в фотогалерею – полюбоваться. И всячески поддерживали это увлечение. Можно сказать, первых поклонников своего творчества Анна завоевала, не отходя от рабочего места.
– Я росла и воспитывалась среди бизнесменов и достигаторов, – рассказывает мурманчанка. – Способствовало ли это моему росту – сложный вопрос. Могу сказать, что было трудно, ощущалось, что находишься в почти постоянной борьбе. Но, когда мне было семь или восемь лет, мой дедушка моряк Алексей Васильевич Луценко, видимо, разглядев во мне творческие способности, отвел в мурманскую городскую художественную школу, которая тогда располагалась на Жилстрое. Мне там очень понравилось, это было прямо мое, я обожала рисовать!
О бабушкиной печке и мешке муки
К призам отечественных и зарубежных конкурсов фотографии Анне Луценко не привыкать. Но одна судейская оценка ей дорога особенно. В итальянской электронной версии журнала «Вог» несколько лет назад появилась одна из самых неожиданных работ мурманчанки.
– Я отправляла в это издание и портретные, и сюжетные снимки, причем довольно сложные, но ни один из них не был помещен на цифровых страницах издания, – рассказывает Анна. – И тут я неожиданно, пожалуй, даже для самой себя послала снимок печки своей бабушки, которая живет под Санкт-Петербургом. Рядом с печкой на этой работе стоит мешок муки и сушится лук. И именно эта моя фотография была опубликована!
Мурманчанка говорит, что любимое дело приносит ей неплохой доход. По крайней мере, жалеть о своем уходе из банка ей не приходится. У Анны хватает заказов на съемки, в том числе коммерческих. В «урожайные» месяцы случается до нескольких десятков съемок. Но бывает и так, что рабочий график становится немного свободней, и тогда появляется время снимать для души, претворять в жизнь свои многочисленные идеи.
Дар эмпатии
Очевидный дар Анны Луценко, тесно сопряженный с ее природной эмпатией, в ее редком умении создавать духовный комфорт не только в локации съемки, но и у самой героини будущего портрета. Видимо, поэтому все ее снимки отличаются тонкой женской эстетикой, и о каждой из героинь без лишних вопросов, следуя только за снимками фотосессии, можно написать приключенческую новеллу или чувственное эссе.
За пять лет существования ее проекта, посвященного портрету женского внутреннего мира, его героинями стали десятки представительниц прекрасного пола от 22 до 57 лет из православных и мусульманских семей. Все они говорят, что словно бы прошли курс фототерапии, позволивший увидеть и понять в себе самой то, что раньше словно бы было скрыто от глаз.
– Смысл участия в таких фотоссесиях в том, чтобы не надеть маску, а снять ее, – объясняет Анна. – Шагнуть в сторону смелости, честности с собой, посмотреть на себя, увидеть себя, лучше себя узнать и понять. Чем честнее человек с собой, тем легче его путь к счастью. И в этом и есть его красота.
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото из архива Анны ЛУЦЕНКО.
Визитка фотографа
А вот так мурманчанка рассказывает о себе сама в профиле одной из соцсетей.
«Меня зовут Анна, мне 39 лет и я:
1. Часто путешествую
2. Родилась на Крайнем Севере – в Мурманске
3. Занимаюсь фотосъемками 15 лет
4. Фотографировала 2 раза Мисс Вселенную и других инфлюенсеров
5. Живу в отелях бесплатно благодаря фотографии
6. Я первая девушка фридайвер (на задержке дыхания) в Северном Ледовитом океане
7. Обучаю фотографов на личных съемках и онлайн
8. Обучала созданию и продвижению личного бренда людей в России и за рубежом
9. Обожаю серфинг и занималась им на Бали и даже в Северном Ледовитом океане
10. Прыгнула со скалы 12 метров высотой в море
11. Прожила 2 месяца на Бали во время извержения вулкана, создавала там коллекцию ювелирных украшений
12. Проработала в банке больше 15 лет руководителем отдела по работе с юридическими лицами
13. Провела 3 персональные выставки своих фотографий
14. Сделала больше 40 публикаций в зарубежных журналах
15. Получила несколько отметок в журнале digital Vogue Italy
16. Проехала Исландию за 10 дней
17. Увеличила свой доход в 5 раз».