Александр Рожков умеет удивлять. Летом 2017 года главный морж Мурманска (Рожков – президент клуба «Морж») поставил на уши спасателей и правоохранителей областного центра, сообщив об обнаруженной им в Семеновском озере бомбе. Опасную находку, 50-килограммовую фугаску времен Великой Отечественной войны, тогда взорвали на месте, предварительно эвакуировав жителей ближайших домов. Шума это событие наделало много, его до сих пор вспоминают.
Вперед в прошлое
Недавно Александр Рожков снова удивил необычной находкой. И снова – Семеновское озеро. На этот раз ничего опасного для мурманчан он не нашел. То, о чем он нам поведал, на наш взгляд, не менее важно, чем ржавая бомба. Ведь речь идет об исторической памяти – объектах, появившихся здесь восемь десятков лет назад. Очень бы не хотелось, чтобы они навсегда исчезли с карты города.
Для начала давайте отмотаем время назад. 7 октября 1942 года первый секретарь Мурманского обкома партии Максим Старостин делает очередную запись в своем дневнике: «Погода – облачно и тепло. В первой половине дня решали с начальником военного гарнизона облвоенкомом полковником М. Н. Куликовым вопросы усиления обороны города – размещение семи пулеметных огневых точек – ДОТов с железобетонными колпаками».
В дальнейшем Старостин еще несколько раз возвращается к этой теме. 28 октября того же года он сообщает о заседании городского комитета обороны, принявшем решение «О строительстве в системе круговой обороны города 12 ДЗОТов с железобетонными колпаками». Как видим, огневых точек уже стало больше.
Видимо, изначальные планы менялись, потому что 11 мая 1943 года Максим Иванович указывает совершенно иные цифры: «Рассмотрели вопрос о строительстве фортификационных сооружений во внутренней системе обороны города. По первому проекту предусматривалось построить 382 огневые точки, наметили строительство 1-й очереди из 102 огневых точек, и то на это потребуется работа 150 рабочих в течение семи месяцев».
Но для нас в данном случае количество не имеет значения. Важно то, что осенью 1942 года в Мурманске началось возведение оборонительных сооружений. Было ли оно полностью завершено, сказать сложно. Возможно, нет. Многие объекты военной поры, например скальные бомбоубежища, так и не были на 100 процентов готовы, хотя свою главную функцию – защиту от бомбежек – они выполняли.
Итак, работы в 1943 году начались и какая-то часть огневых точек была построена. В послевоенное время большинство из них были демонтированы, но, по крайней мере, два сооружения уцелели. Оба они находятся на берегу Семеновского озера.
Точка зрения
– Когда я впервые увидел эти колпаки, то решил, что они имеют хозяйственное значение, – рассказывает Александр Рожков. – Но, изучив доступные материалы, пришел к выводу, что это сооружения военной поры, имеющие чисто военное назначение. Мы считаем, что оба ДОТа нужно сохранить и восстановить. В идеале необходимо реставрировать не только их, но и ходы сообщения, соединяющие эти две огневые точки. Окопы и сегодня, несмотря на прошедшие годы, хорошо видны. В итоге наш город-герой может получить уникальный памятник времен Великой Отечественной войны.
Точку зрения Александра поддержал и известный в Мурманске военный историк Дмитрий Дулич, который специализируется на изучении фортификационных объектов. Он только уточнил, что на «Семечке» установлены так называемые ЖБОТы – железобетонные огневые точки.
– Это действительно на сегодняшний день уникальный объект, – говорит Дмитрий Дулич. – Обратите внимание, что он находится рядом с мемориальным комплексом – памятником стойкости и мужеству мурманчан в годы Великой Отечественной войны, в народе называемым «Печная труба». ЖБОТы можно отреставрировать и включить их в состав комплекса. А в целом в данном районе складывается ось военных достопримечательностей: мурманский Алеша на северо-западе, «Печная труба» на юго-востоке, а между ними – реальный фрагмент оборонительных позиций военных лет. Лучше, как говорится, не придумать.
Рубль семьдесят
То, что Александр Рожков назвал ДОТами, а Дмитрий Дулич – ЖБОТами, по данным сайта warspot.ru, является железобетонными пулеметными колпаками. Созданы они были специалистами проектно-конструкторского бюро ГВИУ (Главного военно-инженерного управления) военными инженерами С. В. Барсуковым, П. К. Бузником и Л. Н. Никольским. В неофициальной терминологии пулеметные колпаки также могли называть железобетонными огневыми точками (ЖБОТами), но это не совсем верно.
Колпак представлял собой железобетонное сооружение, напоминающее известные всем колодезные кольца, заглушенное с одной стороны и с амбразурой (проемом) для ведения пулеметного огня с другой стороны. Стандартная высота колпака составляет 90 сантиметров, диаметр – 170 сантиметров, толщина стенок – 13 сантиметров. Из-за размера диаметра конструкции в ходу были такие его названия, как «рубль семьдесят» и «метр семьдесят». Весил такой «колпачок» от 1400 до 1780 кг.
Пик применения пулеметных колпаков пришелся на 1941–1942 годы. Дешевая и простая конструкция позволяла изготавливать их тысячами. Колпак предохранял расчет от осколков и одиночных пуль, но сосредоточенный пулеметный огонь быстро приводил к его разрушению. Поэтому называть колпаки ДОТами неверно.
После окончания войны пулеметные колпаки нашли применение в народном хозяйстве. Рачительные колхозники перетаскивали их поближе к дому, закладывали амбразуру кирпичом, переделывая оборонительный элемент в поилку для домашнего скота или компостную яму. В Подмосковье, недалеко от Подольска, была обнаружена водопропускная труба, практически полностью состоящая из колпаков, у которых, напротив, было обрублено покрытие. В Великих Луках колпаки легли в основу плотины, которая восстанавливалась после войны. Небольшая часть пулеметных колпаков стала памятниками. Например, несколько установлено в Санкт-Петербурге, один – в Красногорске.
Быть или не быть?
Итак, в Мурманске может появиться новый памятник – реальный военный объект. Но судьба пулеметных колпаков на Семеновском озере беспокоит Александра Рожкова. Дело в том, что данная территория включена в план работ по благоустройству территории Семеновского озера. В том числе там в свое время собирались построить новый домик моржей.
– С него, с домика, все и началось, – говорит Александр Рожков. – Когда мы получили проект, то, естественно, пошли на место его будущей постройки. Ну и нашли эти колпаки, хотя тогда и не знали, как они называются. Мы, члены клуба «Морж», считаем не только необходимостью сохранить их как исторический памятник, но и готовы принять участие в их реконструкции. Эти объекты город потерять ни в коем случае не должен. Ведь это наша история.
Андрей КИРОШКО.
Фото Александра РОЖКОВА и из открытых Интернет-источников.