Разноцветные лоскуты, ажурная тесьма, бусины и бисер, шерсть, солома, льняной чес… Из всего этого мурманчанка Ольга Чехова, профессиональный искусствовед, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности выставочного зала города Мурманска, несколько лет мастерит традиционных тряпичных народных кукол. Сегодня ее работы украшают дома ценителей ручной работы в разных уголках России и даже соседней Скандинавии. А еще они исполняют желания и приносят удачу.
Игра с пользой
– Изучением народной куклы я занимаюсь с 2007 года, – рассказывает Ольга Чехова. – В то время мне посчастливилось попасть на работу в Мурманский областной Центр художественных ремесел, сейчас это отдел Мурманского областного художественного музея. В фондах центра была очень богатая коллекция традиционной тряпичной куклы от мастеров со всего Северо-Запада, которая сразу привлекла мое внимание. Захотелось узнать историю происхождения разных кукол, изучить технологию их изготовления. Так тряпичная кукла надолго вошла в мою жизнь. И вскоре я уже проводила мастер-классы по ее созданию – учила детей, которые приходили в Центр ремесел во время летних каникул, особым образом складывать лоскуты и собирать из них народных игровых, обрядовых или обереговых кукол.
Игровые куклы, как отмечает искусствовед, издревле были очень распространены на территории всей нашей страны. Самое большое их количество представлено в Музее игрушки в Сергиевом Посаде и Российском этногрофическом музее в Санкт-Петербурге. При этом предназначение большинства кукол заключалось не только в развлечении детей, но и выполняло обучающую функцию.
– Игровые куклы помогали формировать у детворы главные жизненные ценности, – создание семьи, продолжение рода, – отмечает Ольга Александровна. – Зачастую собирали их из тех же отрезов ткани, из которых была сшита одежда старших членов семьи, так кукла словно становилась ее частью. Малышам надо было заботиться о тряпичных ляльках или вместе с ними учиться работать в поле и готовить.
К слову о готовке. Есть в коллекции Ольги Чеховой интересная кукла-голыш. Раньше женщины ее шили по размеру небольшого чугунного котелка и на груди несколько раз перевязывали тесьмой. Это были мерки для приготовления каши, которую девочек учили варить в семь лет.
– Эту куклу мамы присаживали к чугунку и приговаривали: «По поясничку насыпь пшенички, по шейку налей водички, а по макушку будет каша», – рассказывает Ольга. – Если блюдо у девочки получалось, куклу-голыша отдавали ей для игры и предлагали одеть самостоятельно.
Другая интересная кукла называлась «На выхвалку». Мастерить ее должны были сами девочки в возрасте 10–12 лет. Причем очень важно было продемонстрировать в кукле все свои рукодельные таланты и умения. Посадив куклу на руку, юные мастерицы отправлялись хвалиться перед старшими девушками, а те, оценивая работу, решали, принимать ли младших на вечерки (раньше на вечерках присматривали женихов).
Сочетание культур
Переходили к детворе и многие обрядовые куклы, которых также на Руси было немало. К примеру, одна из любимых Ольгой Чеховой «Рябинка».
– К рябине у нас всегда относились по-особому, – замечает мастер. – На Руси даже существовали обряды, когда корешками этого дерева посыпали новобрачного, чтобы защитить от сглаза. Были и другие обряды такой же направленности. Куклу же «Рябинку» изготавливали на основе рябиновой веточки и ставили у входа в дом, считалось, что она способна защитить его от всех невзгод. В конце сентября, когда на рябине созревали гроздья ягод, женщины мастерили новый оберег, а прошлогодний отдавали для игры детворе.
Однолетним был срок жизни и другой народной куклы урожайного цикла – «Крупенички». Делали ее в форме мешочка, куда засыпали самое лучшее зерно. По весне куклу разбирали, а ее содержимое первое уходило на посев. Кстати, даже в православных семьях была традиция мастерить «Крупеничку». И ставили эту языческую куклу в красный угол радом с иконами.
Обрядовую куклу «Спиридон-Солнцеворот» тоже делали на один раз из лыка или соломы к зимнему солнцестоянию. Большие изделия в виде мужчины с солнечным колесом в руках сжигали, как чучело Масленицы. К слову, по поверьям, считается, что Спиридон-Солнцеворот может любую ситуацию повернуть в нужном обладателю направлении, потому эту куклу очень любят делать современные мастера.
Магия предков
Но больше всего чудодейственных свойств наши предки приписывали обереговым куклам.
– Честно говоря, я не верю в их волшебство, но, как говорят мои заказчики, оно и вправду есть, – продолжает Ольга Чехова. – Вот, к примеру, кукла на удачное замужество. Именно ее просят сделать чаще всего. По традиции кукла изготавливается без рук – это символ покорности. А еще в ее наряде должно быть много воротников обязательно нечетного количества. На каждый из них женщина, когда мастерила куклу, загадывала качества будущего мужа. И особой удачей считалось сделать последний воротник из рукава рубахи возлюбленного. Неоднократно девушки, которым я делала кукол на замужество, сообщали об их эффективности – звонили и радостно рассказывали, что спустя какое-то время после приобретения куклы встречали свою судьбу. Помню, как-то одна девушка заказала куклу на замужество в подарок подруге, а пакет с изделием передала ее маме. Та посмотрела на мою работу, обняла ее и тем же вечером познакомилась с мужчиной, за которого вскоре вышла замуж. Вот и не знаю, то ли кукла сработала, то ли счастливая случайность.
Вторая по популярности кукла, которую просят сделать Ольгу, «Крупеничка». Считается, что она приносит достаток в дом – вместе с зерном в основание куклы кладут монету.
– Недавно я сделала такую куклу в подарок подруге, – говорит мурманчанка. – Привезла на работу, и буквально через пару минут в кабинет зашел ее руководитель, поздравил с днем рождения и сообщил, что вскоре ей перечислят премию. Опять совпадение? Или все же «Крупеничка» помогла?
Есть в коллекции Ольги и еще один интересный образец – кукла «Лихорадка». Делали эти куклы пожилые женщины, которые обладали особыми тайными знаниями. Для этого они брали 12 или 13 веток высохшего дерева, которые символизировали различные хвори, и мастерили из них схематическую «обойму» женщин в темных одеждах. При этом обязательно нужно было читать определенный заговор от болезней. Скрутить последнюю «Лихорадку» мастерица должна была до его окончания. В ином случае работа начиналась сначала. Прятали заговоренный оберег под крышей в сарае и раз в год меняли на новый.
Для детей и взрослых
– Поверья и традиции, связанные с народной тряпичной куклой, очень интересны, – подытожила Ольга Чехова. – В нашем выставочном зале запущен большой проект «Играем в куклу», участниками которого уже стали десятки северян разных возрастов. Здесь они могут познакомиться с историей и техникой изготовления тряпичных кукол, смастерить себе уникальный сувенир, который, возможно, еще и исполнит сокровенное желание. Главное – верить в это.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
Фото автора и из личного архива Ольги ЧЕХОВОЙ.