«Вечерний Мурманск» уже рассказывал читателям о Филиппе Филипповиче Турчанинове. Приехав в наши края в 1915 году, он стал первым фотолетописцем нового города, а также первым его пожарным. Филипп Филиппович жил в Мурманске до самой смерти в 1936 году. К сожалению, в Государственном архиве Мурманской области сведений о его жизни сохранилось немного. По большому счету все, что мы о нем знаем, рассказала в 2002 году Валентина Петровна Турчанинова, жена его внука Юрия. Но недавно к нам в редакцию обратилась сотрудница Национального архива Республики Карелия Ирина Геннадьевна Петухова. Она сообщила, что в фондах этого учреждения есть документы, связанные с большой семьей Турчаниновых.
Дочь фотографа
Карельские документы не расставляют всех точек в этой истории, но серьезно ее дополняют. Во-первых, сохранилось несколько фотографий работников охраны Мурманской железной дороги. На карточках стоит штамп «Фотография Турчанинов и Ратфельдер. Гор. Мурманск». Все они сделаны в 1927 году.
А во-вторых, есть личные дела дочери Турчанинова Раисы Филипповны, а также ее мужа Георгия Георгиевича Ратфельдера. Супруги некоторое время работали на Мурманской железной дороге, и документы относятся именно к этому «мурманскому» периоду.
По нашей просьбе Ирина Геннадьевна подробно рассказала о найденных документах. Причем сделала это, по ее собственным словам, с особым волнением – «ведь, возможно, в Мурманске по сей день живут потомки людей, о которых пойдет речь».
Как рассказала Ирина Петухова, Раиса Филипповна Турчанинова в анкете для лиц, поступающих на службу транспортного потребительского общества Мурманской железной дороги в феврале 1926 года, сообщает, что родилась она в 1903 году в Санкт-Петербурге. Проживала с родителями по адресу: г. Мурманск, база Нахаловка, дом Дьякова. Семья состояла из отца Филиппа 53 лет, матери Отилии 53 лет, брата Валентина 25 лет, брата Глеба 13 лет, сестры Тамары 19 лет, ну и самой Раисы.
В анкете она также указала, что ранее служила конторщицей в Мурманском торговом порту. В ряды РЛКСМ вступила 5 декабря 1924 года, членский билет № 586. В январе 1926 года поступила на работу ученицей продавца мурманского магазина № 42, а через три месяца ей увеличили зарплату, она стала кассиршей этого же магазина. В июле 1927 года Раиса Турчанинова уволилась по собственному желанию.
В личном деле Раисы Турчаниновой есть важный как для нее, так и для нашего повествования документ. Это выпись (так в документе. – Прим. редакции) о браке отдела записей актов гражданского состояния при административном отделе Мургубисполкома: 4 декабря 1926 года Раиса Филипповна Турчанинова вступила в брак с Георгием Георгиевичем Ратфельдером. Для обоих молодоженов этот брак был первым.
Два первых
Прервем ненадолго рассказ карельского архивиста, чтобы дать небольшое пояснение. Георгий Ратфельдер, о котором сейчас пойдет речь, имеет прямое отношение к истории нашего города. Если его тесть Филипп Турчанинов был первым фотолетописцем Мурманска, так сказать, в частном порядке, то самого Георгия Ратфельдера, также ставшего фотографом, уже можно назвать официальным фотохудожником Мурманска. Если полистать подшивки «Полярной правды» 20-х – начала 30-х годов, то взору предстанет крайне бедно иллюстрированное издание. После прихода в «Полярку» Георгия Ратфельдера (когда это произошло, пока установить не удалось) газета заметно изменилась, став внешне куда более привлекательной. Понятно, что Ратфельдер не был инициатором такого преображения. Просто у главной газеты Мурманского округа увеличилось финансирование и появились новые технологические возможности. Но именно Георгий Георгиевич был призван эти возможности реализовать.
Немецкий след в мурманской журналистике
А сейчас снова слово Ирине Петуховой:
– Георгий Георгиевич родился 13 июня 1899 года в Риге, по национальности он был немцем, окончил шестиклассное Петропавловское реальное училище. Овладел токарным делом и специальностью оптика-механика. Работал на фабрике по производству точных приборов, а также младшим кондуктором и помощником машиниста Ириновской линии Октябрьской железной дороги.
В личном деле Георгия Ратфельдера сохранилась и его фотография, на которой мы видим открытое очень привлекательное лицо. Интересна выданная 23 мая 1926 года лекпомом Рыжковым справка о болезни Георгия Георгиевича: «Сим удостоверяю, что граж. Ратфельдер, осмотренный мною по просьбе хозяйки квартиры его, 6-го сего мая имел температуру в теч. вечера 39,8, и состояние его и самочувствие были тяжелые, почему я и рекомендовал ему лечь в больницу».
В Мурманске Георгий Ратфельдер сначала продолжал работать на железной дороге помощником машиниста. Но благодаря знакомству с Турчаниновыми он всерьез увлекся фотографией.
Итак, в 1927 году в Мурманске работает фотоателье двух компаньонов: Ратфельдера и Турчанинова. За фамилией Турчанинов мог скрываться или глава семейства Турчаниновых Филипп Филиппович, или его старший сын Валентин, которому в 1927 году было уже 26 лет. К сожалению, Георгию Ратфельдеру суждено было прожить жизнь очень короткую, всего 39 лет. В ноябре 1937 года он был арестован, осужден по статье 58-6 УК РСФСР и приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 16 января 1938 года в Ленинграде. Реабилитирован прокуратурой Мурманской области 18 апреля 1989 года.
К рассказу Ирины Петуховой стоит добавить, что в электронных базах данных о репрессированных датой ареста Георгия Ратфельдера указывается либо 2 ноября, либо 15 декабря 1937 года. Но поскольку его последняя фотография была опубликована в «Полярке» 4 декабря, то, видимо, верна вторая дата. Вряд ли газета стала бы целый месяц печатать фото арестованного НКВД человека. Вот такая история.
Андрей КИРОШКО.
Фото из фондов Национального архива Республики Карелия, газеты «Полярная правда», Мурманского областного краеведческого музея.