Такого количества людей на мурманском вокзале я не видел никогда.
Несколько минут понадобилось, чтобы преодолеть по перрону
пару десятков метров, отделявших нас от выхода в город.
Причиной столпотворения стал поезд-выставка «Сирийский перелом»,
на два часа остановившийся на первом пути.
Экскурсия по России
Большинству из нас военные действия в Сирии знакомы лишь по сводкам новостей. Неудивительно, что привезенные в Мурманск свидетельства далекого от нас конфликта вызвали неподдельный интерес жителей областного центра. Сам поезд, словно вынырнув из тумана истории, походил на канувшие в Лету бронепоезда, чей боевой век был короток, но грозен. Торчащие в стороны стволы орудий, установленные на открытых площадках, ракетные установки, глухие стены товарных вагонов – все это создавало впечатление ископаемого монстра, случайно попавшего в ХХI век.
Собственно, все начиналось еще на Привокзальной площади. Здесь стояла военная техника – не только современная, но времен Великой Отечественной войны. Самоходная установка Су-100 соседствовала с системой залпового огня «Град», а зенитно-ракетный комплекс С-300 – с легендарным танком Т-34. На его броне установили пулемет «максим», и из желающих сфотографироваться с раритетом выстроилась целая очередь. С учетом того, что зрителей ждали еще и экспонаты поезда-музея, в этот день у мурманчан была возможность увидеть поистине уникальную коллекцию боевой техники.
Эшелон «Сирийского перелома» вышел из Москвы 23 февраля. Маршрут его получился извилист и даже причудлив. Ему и по морю проплыть пришлось. На пароме поезд переправился в Крым и обратно. Обслуживающая выставку бригада меняется каждые две недели. Но среди ее персонала есть и такие, кто едет уже более месяца.
– Это уникальная возможность увидеть Россию с востока на запад и с юга до севера, – говорит работник «Военторга» Илья. – Такого шанса у меня бы никогда не было. И уже не будет, наверное.
За прилавком стоит Алена. Ей тоже интересно путешествовать, но дома остался маленький сын, и мама за него, конечно, беспокоится.
– Он, когда узнал, куда я еду, обиделся, что без него все пройдет, – рассказывает Алена. – Но надеюсь простит. Все-таки это пусть и необычная, но все же рабочая командировка.
Военторговский вагон находится аккурат посередине поезда. На прилавках все – от армейской символики до консервов с гречневой кашей. Но в вагоне продавцы не одни: половину его занимает экспозиция, посвященная минам-сюрпризам. Противотанковую мину можно, оказывается, легко замаскировать под обычный камень и подбросить на дорогу, по которой движется техника. А вот для поражения людей чаще использовали, например, пустой газовый баллон. Внешне он ничем не отличается от обычного. Возьмешь такой в руки и…
Автотюнинг по-сирийски
С виду – обычный японский внедорожник. Но только с виду. В Сирии запрещенная в России ИГИЛ превратила этого трудягу в орудие смертника. Неизвестные мастера предусмотрели практически все, чтобы машина и ее приговоренный водитель выполнили свою задачу. Мотор обшит стальными листами, колеса защищены толстой сварной конструкцией, место водителя также максимально закрыто сталью. Остановить такой броневик обычным стрелковым оружием невозможно, он может подъехать к объекту прямо сквозь толпу или небольшие препятствия и там произвести подрыв. Внутри автомобиля убирают все ненужное, освобождая как можно больше места для взрывчатки. На борт ее помещается до 500 килограммов плюс поражающие элементы. Топливом автокамикадзе снабжают по минимуму – главное, чтоб до цели добрался, чего добро зря жечь.
Вообще джипы разных производителей – любимый террористами транспорт. Особенно пикапы. В открытый кузов можно установить практически любое оружие от пулемета до ракетной установки и легкого орудия. По сути, такие повозки выполняют роль тачанок времен Гражданской войны в России. Они мобильны, но слабо защищены, стрелок полностью открыт противнику. Попасть в такую цель непросто, тем более что игиловцы стараются на близкие дистанции боя не выходить. Приехали, постреляли, уехали. Вот и вся боевая философия такой техники.
Еще пример. При всей своей изобретательности террористы, конечно, не могут соперничать с регулярными войсками по оснащению и вооружению. Особенно им не хватает защищенных транспортных средств по типу наших БТР. Но местные самоделкины нашли выход из этой ситуации. Берется обычный грузовой автомобиль, например, советский ЗИЛ-130, и его полностью закрывают броневыми листами. В лобовой проекции толщина брони у некоторых экземпляров может достигать 180 миллиметров. Внутри помещаются 10–15 боевиков с личным оружием.
Арабский «шмайсер»
Отдельная категория экспонатов показывает, так сказать, бюрократию боевиков. Джихад джихадом, а контракт подписать надо. Писать не умеешь? Не беда, ставь отпечаток пальца, и можно в бой. На каждом таком документе имеется даже фото его владельца.
Широко в экспозиции выставки представлено стрелковое оружие. Пожалуй, такого разнообразия стволов вы не увидите ни в одном музее мира. Автоматы, пистолеты-пулеметы, винтовки разных систем и производителей дают наглядный пример того, чем вооружены террористы. Тут и американская М-16А1 (ныне уже снятая с вооружения в США), бельгийские FN FAL, израильские УЗИ, которые при желании можно засунуть за поясной ремень или спрятать под пиджаком. А еще здесь британский «Sterling», австрийский «Steyr» и много чего еще.
Лично меня больше всего поразило наличие в экспозиции немецкой штурмовой винтовки СТГ-44. Поначалу я даже подумал, что ее туда положили для комплекта. Но, оказывается, это старое оружие, изобретенное Георгом Шмайсером в 1942 году, действительно применятся, пусть и ограниченно, в Сирии. История ее появления в этой стране такова. После окончания Второй мировой войны СТГ-44, по внешнему виду весьма похожая, кстати, на автомат Калашникова (АК), состояла на вооружении в ГДР и Чехословакии. Затем эти страны перешли на АК, а бывшие на складах СТГ-44 продали Сирии. Там ими пользовались недолго, поскольку тоже перевооружились. И немецкое железо осталось пылиться на складах. На один из таких арсеналов, где хранилось более 4000 СТГ-44, и наткнулись террористы. И немецкий «штурмгевер» снова заговорил.
Полностью осмотреть экспозицию поезда-выставки нам, к сожалению, не удалось. Два часа срок небольшой. Поэтому тем, кого заинтересовал наш рассказ, рекомендуем посетить сайт «Сирийский перелом» https://syriantrain.mil.ru, где можно более подробно узнать об этом необычном проекте.
Андрей КИРОШКО.