20 курсантов Мурманского морского рыбопромышленного колледжа имени Месяцева (ММРК) запомнят свою первую производственную практику на всю жизнь. Пять недель они провели на ледоколе «Капитан Драницын» среди арктических льдов и белых медведей – между Мурманском и полуостровом Ямал. Никогда прежде учащиеся мурманской мореходки не ходили в море на судне такого класса и на такие дальние расстояния.
22 апреля дизельный ледокол «Капитан Драницын» вышел из порта Мурманск, взяв на борт 20 будущих механиков и судоводителей из средней мореходки. Судно шло курсом на Обскую губу в Карском море, чтобы выполнять там ледовые проводки судов, выходящих и заходящих в порт Сабетта на полуострове Ямал. Затем ледокол работал у Земли Франца-Иосифа, после чего должен был вернуться в родной порт, но пришлось помочь обкалывать лед вокруг нефтяной вышки около поселка Варандей на побережье Печорского моря. Задержка нисколько не расстроила курсантов, ведь каждый день плавания шел им в зачет практики. На днях ребята вернулись в Мурманск. За время практики увидели почти треть северного побережья России и один из самых активно развивающихся проектов по добыче, сжижению и поставкам природного газа – Ямал СПГ. Впечатлений, знаний и опыта хватит на несколько лет вперед!
Руководили практикой мурманских курсантов два опытных капитана. Они отметили, что для первого выхода в море «Капитан Драницын» уж очень комфортный. Ребят разместили в двухместных каютах, оборудованных душем и туалетом, и вкусно кормили четыре раза в день.
– Нам выделили каюты, переоборудованные для туристов, которые раньше ходили в рейсы на «Драницыне», – рассказал руководитель практики судомехаников Дмитрий Гречкин. – И удобства там как в трехзвездочном отеле. По сравнению с таким комфортом бытовые условия на многих промысловых судах можно назвать ужасными. И на мостике, и в машинном отделении ледокола были чистота и порядок. При этом парней старались не перегружать работой, чтобы не отбить желание в будущем ходить в море. Учитывая все это, неудивительно, что в Мурманск все курсанты возвращались со словами «Классно!» и «Здорово!».
– Мы несли вахты по четыре часа, а не по восемь, потому что нам нет еще 18 лет, – рассказал курсант судоводительского отделения Алик Агабеков. – Сначала стояли на капитанском мостике. Даже удалось немного постоять за штурвалом. Медведей белых видели во льдах. Качки почти не было, поэтому сильно от нее никто не страдал.
– А в машинном отделении вообще качки не ощущаешь, – поделился впечатлениями курсант судомеханического отделения Лев Лобан. – На вахте в «машине» нас допускали к починке двигателей, к запуску силовых установок, сепараторов топлива. Механик проводил для нас экскурсии по машинному отделению. Но по большей части мы смотрели, как все это работает, чистили и красили. Хотя бы своими глазами увидели то, о чем нам рассказывали на лекциях.
Руководители практики отметили, что для этого рейса мореходка подобрала достойных ребят. Отдохнув после вахты или хозяйственных работ, многие возвращались на мостик или в машинное отделение, чтобы задать членам экипажа интересующие вопросы. Несмотря на то, что все 20 практикантов были несовершеннолетними, замечаний по поводу дисциплины не было. Однако без казусов не обошлось.
– Ребята первый раз в море, поэтому морскому этикету не обучены, и однажды кто-то пришел на обед в салон команды в шортах, –рассказал Дмитрий Гречкин. – Но свою ошибку он понял после первого же замечания о том, что волосатые ноги выглядят не очень аппетитно. После этого случая все практиканты ходили в салон только в брюках.
Курсанты сошли на берег, но практика у них продолжается. По возможности они будут направлены на предприятия, подходящие им по специальности. На данный момент количество курсантов, которые уже прошли практику, превзошло показатель 2014 года, когда в распоряжении МГТУ был барк «Седов». Таких впечатляющих результатов удалось добиться благодаря сотрудничеству мореходок с «Росморпортом» и компанией «Лоран».
– Наших курсантов по одному-два человека берут суда многих компаний, но подавляющее большинство практиковались на судне «Петроградский» компании «Лоран» и на «Капитане Драницыне», судне «Росморпорта», – рассказал начальник Мурманского морского рыбопромышленного колледжа Сергей Карташов. – «Драницын» сейчас встал на ремонт, а на «Петроградском» практика ребят продолжится. Я очень признателен Александру Бенгерту, директору Мурманского филиала «Росморпорта» и надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
Павел СТЕПАНЕНКО.
stepanenko@vmnews.ru
Фото из архива курсантов ММРК.