Буквально затаив дыхание, руководство Мурманского морского рыбопромышленного колледжа (ММРК) и родители курсантов ждут возвращения в родной порт ребят, которые ушли в Баренцево море на практику. По итогам этого рейса будет решаться вопрос о дальнейшем сотрудничестве ММРК и компании «Лоран», которая «спасла» производственную практику, взяв на борт 18 будущих судоводителей.
Моряки без корабля
Напомним, барк «Седов» в мае 2017 года был передан Калининградскому государственному техническому университету, поэтому курсантам мурманских мореходок стало негде проходить производственную практику. Сейчас только в ММРК в практике нуждаются 323 курсанта, получающих морские специальности. А в структуру МГТУ входит еще и Архангельский морской рыбопромышленный техникум, курсантам которого тоже негде практиковаться. Все судовладельцы жалуются на нехватку кадров, имеющих необходимые компетенции, но даже при желании помочь будущим специалистам у многих возникают серьезные препятствия.
Несмотря на то, что Мурманск и Архангельск – города-порты, надо понимать, что рыбопромысловые суда не могут брать на борт «лишних» людей, для которых попросту нет спальных мест и спасательных средств. Кроме того, не все суда наших компаний имеют возможность заходить в наши порты. Это объективные причины. А есть еще и материальные. Даже если на судне найдется место, какая компания захочет взять на борт студента, который ни разу не был в море? В лучшем случае ему могут предложить должность матроса, хотя курсанты не имеют необходимого опыта даже для этого «звания». Но если, к примеру, будущего судоводителя возьмут матросом на траулер и он будет шкерить рыбу, то зачем ему такая практика?
Понимая всю сложность ситуации, начальник Мурманского морского рыбопромышленного колледжа имени И. И. Месяцева Сергей Карташов сделал, кажется, невозможное – нашел мурманского судовладельца, который согласился взять на себя ответственность и принять на борт будущих судоводителей. Этим человеком оказался Михаил Крапля, директор транспортной компании ООО «Лоран». В прошлом выпускник ММРК, он не понаслышке знает о том, насколько важно молодым ребятам попробовать себя на настоящей работе в море.
Работа, а не романтика
7 марта ММРК подписал договор о проведении производственной практики с компанией «Лоран», и 31 марта девять курсантов средней мореходки, обучающихся по специальности «Судовождение», вместе с девятью учащимися Архангельского морского рыбопромышленного техникума ушли на практику на судне «Петроградский». Добравшись до Новой Земли, судно загрузилось морепродуктами и вернулось в мурманский порт. В море ребята провели 12 дней, а 17 апреля вышли из мурманского порта во второй раз. Впереди у них еще около двух недель плавания.
– Я вижу в этом сотрудничестве с «Лораном» возвращение к прежней модели прохождения практики, когда на «Седов» можно было попасть раз в два года, а остальные практики проходили на транспортных судах, где были обустроены учебные классы, – считает Сергей Карташов. – С нами в море выходили преподаватели, проводили занятия и принимали экзамены. Сейчас курсанты тоже будут не одни, а с двумя руководителями практики. Для теоретических занятий им выделили салон команды.
Распорядок дня был прост. Днем лекции, после обеда – самообразование в форме наблюдения за реальной работой моряков и бесконечных вопросов к штурманскому составу. Вечером – составление отчета по практике. В море нет ни Интернета, ни мобильной связи, поэтому ничто не отвлекает от постоянного образовательного процесса.
– Кроме теории у нас были занятия на мостике, мы перенимали опыт штурманов, которые не давали скучать, – рассказал Максим Константинов, курсант ММРК. – Мы знакомились с работой приборов, прокладывали курс, учились расходиться с судами и несли вахты матроса-рулевого и впередсмотрящего. Во время рейса узнали много полезного, увидели, как суда швартуются друг к другу и перегружают рыбу грузовыми стрелами. Здесь настоящая работа, а не парусная романтика, как на «Седове».
Лучше, чем на «Седове»
По словам курсантов, условия жизни на «Петроградском» намного лучше, чем на легендарном барке, где все толкаются в кубриках по 20 человек. Здесь же ребята разместились в двухместных каютах, похожих на купе поезда. Только по площади они в два раза больше и в каждой комнате кроме двухъярусной кровати есть диван, шкаф, стол и умывальник. На вторые сутки плавания все справились с морской болезнью и смогли оценить, как вкусно и плотно кормят моряков.
– Теоретических знаний у нас было больше, чем пригодилось в этом плавании, но было очень интересно, – поделился Антон Латынцев, курсант Архангельского МРТ. – Мы прокладывали курс на карте, работали с электронными картами. Штурманский состав с пониманием относился к нашим просьбам все рассказать, показать, объяснить.
Илья Ижетников, руководитель практики мурманских курсантов, отметил, что все ребята были дисциплинированы, а экипаж судна по мере возможности помогал ребятам разобраться с любыми сложностями. Капитан старался сделать все, чтобы курсантам практика понравилась.
– Главное, что я увидел искреннюю заинтересованность ребят в своей специальности, – сказал Игорь Марченков, капитан судна «Петроградский». – Все они хотят ходить в море, а не искать работу на берегу. Без интереса и желания ничему не научишься, а судоводитель должен знать и технику, и психологию, и медицину. Надеюсь, у меня и остальной команды получится ответить на все их вопросы во время непосредственной работы.
Павел СТЕПАНЕНКО.
stepanenko@vmnews.ru
Фото автора
и Ильи ИЖЕТНИКОВА.