Кадетской школе Мурманска в этом году – 65 лет. В нашем городе десятки школ, многие из них в течение года отмечают какое-то торжество, но тут случай особый. Не так часто у нас говорят о школе как о явлении, бренде. Или феномене, если хотите. Чтобы туда стремились попасть со всей области, чтобы бывшие выпускники приводили туда своих детей, даже если они живут на другом конце Мурманске, а то и за его пределами, чтобы о школе столько писали в газетах и показывали по телевидению. Как так случилось, что, в сущности, обыкновенная общеобразовательная школа № 19 заставила о себе говорить? С одной стороны, ответ простой. Здесь сильный педагогический коллектив. Но этим могут похвастаться и другие школы города. Значит, должна быть изюминка, которой нет у других? Да, она есть. Причем в самом названии – кадетская школа.
Всем наперекор
Сегодня в России кадетских корпусов нет. Их заменили суворовские и нахимовские училища. А до 1917 года таких корпусов было почти четыре десятка. Их задачей была подготовка молодых людей к армейской службе. Примерно такую же цель ставят перед собой и учителя кадетской школы Мурманска. И с задачей этой справляются. Но разница все же есть.
Кадетские корпуса были военными учебными заведениями – с соответствующими штатами, состоящим из офицеров. А кадетская школа Мурманска – это образовательное учреждение, работающее по государственным стандартам. И преподавательский коллектив к армии или флоту прямого отношения не имеет. При этом 80 процентов выпускников с первого захода поступают в вузы, а многие идут в военные училища.
Идея создать кадетский класс в Мурманске родилась в 1996 году. Не лучшее время в истории Российской армии. Престиж воинской службы снизился до предела. Хуже, возможно, было только в 1905 году, когда на фоне поражения в русско-японской войне и революционных событий в России армия и флот подверглись настоящей травле. 90 лет спустя ситуация повторилась. Только что закончилась первая чеченская кампания, в которой регулярным частям, по сути, не удалось подавить движение сепаратистов. Ставший неожиданно для многих кровавым конфликт разделил россиян. Горячие головы предлагали вообще отказаться от Вооруженных сил, доказавших, по их мнению, свою бесполезность. Другие, не соглашаясь, говорили о необходимости реформ, но тех и других объединяло нежелание посылать своих детей под пули. Среди молодежи считалось вполне нормальным откосить от обязательной военной службы. На тех же, кто все-таки уходил в армию, смотрели как на неудачников. Масла в огонь добавляли СМИ, делавшие упор на яркое изображение недостатков и критику командиров.
– Когда мы высказали идею создать кадетский класс, над нами откровенно смеялись, – вспоминает Михаил Белошеев, директор школы № 19 в 1996 году, а ныне заместитель председателя Совета депутатов города Мурманска. – Тем не менее нам удалось набрать класс из 25 мальчишек. Девочек в то время в кадеты мы не брали. И началась работа. При этом мы сами буквально на ходу придумывали отдельные компоненты – форму, клятву кадета и тому подобное. Сейчас это уже традиции, а тогда они только формировались.
В училище без экзаменов
– Это сегодня у учащихся кадетской школы единая форма, – вспоминает Дмитрий Сметанин, ученик кадетского класса первого набора. – А в ту пору мы делали ее сами, как умели и из чего могли. Мне, например, помог отец. Он сам был военнослужащим, вот из его старых запасов мне и сделали форму для школы. На занятия мы ходили в обычной одежде. При школе был клуб «Крылатая гвардия», который посещала, наверное, половина нашего класса. Там мы занимались рукопашным боем, строевой подготовкой и тому подобными вещами. И форму мы надевали, только приходя в клуб или на показательные выступления.
Еще при организации кадетского класса было решено, что он будет иметь техническое направление. Точнее, военно-техническое. Отсюда упор в учебе на математику и физику. В 1998 году Михаил Белошеев едет в Санкт-Петербург, где заключает договор о сотрудничестве с Высшим командным училищем радиоэлектроники ПВО.
– Это было уникальное событие, – говорит Михаил Викторович. – До этого мы пытались сотрудничать с другими военными вузами, но ничего не вышло. А здесь начальник училища генерал Трофимов дал добро. По условиям этого соглашения наших ребят принимали в этот военный вуз без экзаменов. Точнее, им засчитывали школьные оценки по профильным предметам. ЕГЭ тогда не было. А непосредственно в училище наши кадеты сдавали только физподгтовку, проходили психологическое и профильное тестирование. И становились курсантами. В 1998 году в это училище поступили четыре наших выпускника, на следующий год – столько же.
Такой путь проделал и Дмитрий Сметанин. Желание стать офицером появилось у него еще до того, как он пришел в кадетский класс. Сказалась семейная традиция. После училища он, как и отец, стал военным.
– В школе был очень сильный преподавательский состав, – говорит Дмитрий. – Поэтому когда уже моему сыну пришла пора идти в школу, то сомнений относительно ее выбора у меня не было. Только в кадетскую! И вот он пять лет учится здесь.
Все как у всех? Почти
Итак, первый военно-технический класс в Мурманске был открыт в 1996 году. Скоро стало ясно, что идея прижилась. Да и ситуация внутри страны изменилась. Армия снова оказалась «в тренде», кадетские классы, готовящие молодежь к защите Отечества, стали очень востребованы. В 2002 году в школе № 19 были сформированы военно-морские классы, в 2011-м – классы МЧС, в 2015-м – классы МВД. К этому времени 19-я стала, возможно, самой продвинутой в Мурманске по вопросах патриотического воспитания. Этот авторитет был официально закреплен в смене названия учреждения – случай для города исключительный. С 2011 года она называется «Кадетская школа города Мурманска».
– При всех этих изменениях наша школа остается обычным общеобразовательным учреждением, – говорит нынешний ее директор Сергей Цветков. – Наши возможности не лучше и не хуже, чем у других мурманских школ. Поменять программу обучения мы не можем. Отличаемся мы только наличием кадетского компонента.
Именно этот компонент и перевернул многое в обычной школе. Для детей это прикосновение к взрослой жизни, своей мечте, а для взрослых – серьезная часть воспитательного процесса. Погоны, что ни говори, дисциплинируют. День в школе начинается как в военном училище, с общего построения. От каждого класса следует рапорт старшему о готовности к занятиям. Таким же докладом, но уже учителю, начинается и каждый урок.
Цель ясна
– У наших ребят высокая мотивация, – говорит Сергей Вячеславович. – Они четко понимают зачем сюда пришли, что нужно сделать для достижения цели. Большинство мечтают поступить в военные училища. Наши ребята очень заняты, по сути, свободного времени у них нет. В первой половине дня учеба в классах, затем начинаются тренировки в секциях, кружках, подготовка к различным конкурсам, смотрам. Это приучает к дисциплине, так что потом у наших воспитанников не бывает проблем на военной службе.
В школе много спортсменов, хотя сочетать учебу и спорт непросто. Один из них – ученик 11 класса Илья Новожилов. Вот уже два года он представляет Мурманскую область на первенстве России по греко-римской борьбе. Уровень очень серьезный.
– Сегодня спорт играет в моей жизни немалую роль, – поясняет Илья. – Мне нравится заниматься борьбой. Но после школы планирую поступать в академию ФСБ. Думаю, что спортивная подготовка окажется полезной.
Помогая – помоги
Но в кадетскую школу приходят не только те, кто мечтает о службе. Часто родители просят перевоспитать свое чадо, у которого проблемы с поведением. Мол, у вас тут дисциплина, порядок, помогите повлиять на ребенка. Таких трудных подростков в школе тоже немало. И несладко приходилось бы учителям, 70 процентов из которых – женщины, если бы не помощь кадетов.
– В школе активно работает группа «Кадетское братство», – говорит Сергей Цветков. – Старшеклассники часто ведут занятия у младших, например, по строевой подготовке. Старшие принимают рапорты на общей линейке. Проверяют форму, делают замечания, если она не в порядке, организуют подготовку к конкурсам и смотрам. И делают это добросовестно и честно. «Кадетское братство» реально работает и помогает преподавателям вовлечь подростков в какую-либо деятельность.
В свое время в этой школе училась юная шахматистка Валентина Гунина. Сегодня она – чемпионка России, победитель шахматной Олимпиады в составе сборной России, а тогда она только начинала свой путь.
– Однажды Валентина неудачно выступила на одном из турниров, – вспоминает Михаил Белошеев. – В Мурманск возвращалась в плохом настроении. И я тогда решил устроить ей встречу на вокзале. Для Вали это стало полной неожиданностью. Мне же показалось, что человека, когда он терпит неудачу, надо просто поддержать.
И таких примеров в школе помнят немало. Совсем недавно кадеты организовали сбор средств на сложную операцию одному из своих товарищей. Пустили шапку по кругу и набрали нужную сумму. Сдавали деньги все – и преподаватели, и ученики. Возможно, поэтому выпускники часто называют свою школу самой домашней школой. Здесь, как в семье, всегда помогут или дадут совет.
С праздником!
– Знаете, что для меня показатель качества образовательного учреждения? – задала вопрос Лариса Шматкова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. И сама же на него ответила. – Хочу ли я, чтобы мои дети здесь учились или нет. Так вот, у большинства наших преподавателей дети учатся в нашей школе. И мои тоже.
– В канун Дня защитника Отечества хочу поздравить всех учащихся и учителей, а также родителей и выпускников кадетской школы города Мурманска с этим праздником, – сказал в заключение нашего разговора Михаил Белошеев. – Это по-настоящему наш праздник. Вы – школа, воспитывающая защитников Отечества.
Андрей КИРОШКО. kiroshko@vmnews.ru
Фото автора и из архива редакции «ВМ».