«Вечерний Мурманск» вместе с Михаилом Белошеевым, заместителем председателя Совета депутатов города Мурманска, продолжает сбор сведений о страшнейшем дне Великой Отечественной войны в Кольском Заполярье.
– В память о трагических событиях 18 июня 1942 года открыт мемориальный комплекс Стойкости и мужеству мурманчан, который очень нравится горожанам, – рассказал Михаил Белошеев. – По инициативе Совета депутатов, администрации города, общественных объединений и газеты «Вечерний Мурманск» мы собираем воспоминания, чтобы издать книгу в благодарность ветеранам и на память мурманчанам. В этом нам очень помогла организация «Дети военного Мурмана», а сейчас подключился клуб «Дети прифронтового Мурманска». Его членам в 1942 году было от восьми месяцев до девяти лет. Бесценные воспоминания очевидцев страшных событий мы будем собирать по крупицам в их архиве.
Когда-то в этом клубе насчитывалось 70 человек, каждый из которых внес свой вклад в создание огромной рукописной книги с фотографиями и вырезками из газет. Несколько лет назад Галина Сергеева, учитель истории школы № 23, подала своим ученикам идею помочь «Детям прифронтового Мурманска» выпустить обновленное «издание» мемуаров. Одиннадцатиклассники с энтузиазмом взялись за дело, которое после их выпуска заканчивали учащиеся на год младше. Подростки перепечатали рукописи, пересняли фотографии и в 2011 году передали организации папку с материалами, переведенными в современный формат.
К визиту Михаила Белошеева и журналистов члены клуба основательно подготовились. Среди десятков страниц обновленной книги они нашли касающиеся именно 18 июня 1942 года, а также оформили на отдельных листах письма тех, кто помнит страшный пожар и жив до сих пор. В семейных архивах нашлись совершенно уникальные документы. Алиса Викторовна Егорова принесла справку, которую выдавали погорельцам. Она подтверждала, что во время пожара 18 июня 1942 года квартира и вещи семьи сгорели.
– В тот день мама отвела меня в детский сад, а вечером не пришла за мной, поэтому домой – на улицу Профсоюзов, 20 – меня привела заведующая, – рассказывает Алиса Викторовна. – Мама не пришла, потому что пыталась найти и собрать документы среди развалин нашего разбомбленного дома. Пока мы с заведующей были в пути, бомба попала прямо в наш садик.
Намного больше повезло в тот день Раисе Сотниковой, которой было шесть лет, как и Алисе Егоровой.
– Отец мой был на фронте, а мама почти круглосуточно работала в столовой, поэтому присматривал за мной и еще пятью детьми пятнадцатилетний брат, – вспоминает Раиса Сотникова. – 18 июня мы ранним утром вышли из дома на улице Полярные Зори к маме в столовую на улице Софьи Перовской. Погода была хорошая, но на полпути в чистом небе появился самолет. Он метался в воздухе, а за ним летали еще два. Бой шел прямо над нашими головами, но скоро самолеты пропали из виду. Когда мы двинулись дальше, началась бомбежка, и мы побежали домой. Там были определены места, где кому прятаться во время тревоги. Кто-то заползал под кровать, кто-то за шкаф, поэтому бомбежку мы не видели, но вечером, когда пришла мама, мы вышли на улицу. Где-то все еще догорали дома, над городом стоял дым, а по улицам шли люди, оставшиеся без жилья. Шли, сами не зная куда. Запах гари в городе стоял еще долго. Скрыться от него было негде.
Павел СТЕПАНЕНКО.
stepanenko@vmnews.ru
Фото автора.