Прыжки с парашютом, погружение с аквалангом, туристические поездки на квадроциклах и снегоходах по сложнопроходимым тропам Кольского полуострова… Все это давно стало неотъемлемой частью жизни мурманского инвалида-колясочника Андрея Зеленова. Вот уже девять лет молодой мужчина, которому недавно исполнилось всего 30 лет, лишен возможности ходить. Но за это время он смог сделать гораздо больше, чем многие его сверстники, не имеющие физических ограничений.
Роковой обгон
Андрей родился и вырос в Мурманске, учился в 30-й школе. Отличником он никогда не был, но с детства обладал гибким умом и духом здорового авантюризма. Потому, окончив 9-й класс, он вместе с братом Павлом, который старшего его всего на четверть часа, отправился в Тулу, как говорится, учиться «взрослой жизни». В городе оружейников два подростка организовали свой небольшой бизнес по продаже DVD-дисков, который сумели продержать на плаву четыре года.
– Конечно, мы занимались продажей контрафактной продукции, но в начале нулевых годов это было практически нормой, – вспоминает Андрей. – Нас часто проверяли различные контролирующие инстанции, нередко штрафовали. Но мы продолжали работать.
В 19 лет братья открыли кондитерский магазин, слава о котором очень быстро распространилась среди туляков. Ведь мест, где можно было купить разнообразные сорта ароматного листового чая на развес, не то что в городе, в России в то время было очень немного.
Бизнес процветал, а параллельно с ним у ребят появлялись все новые идеи, которые в один момент перечеркнула страшная автокатастрофа.
– В 2008 году я отправился отдохнуть в Брянскую область, где жили мои бабушка и дедушка. В детстве я каждое лето проводил у них в деревне, и приятелей там было много, – продолжает Андрей. – Потому, добравшись до родных мест, пообщавшись с близкими, я тут же отправился на встречу с другом, которого знал много лет. Из-за него мы и попали в ДТП. Управляя своим автомобилем, он пошел на обгон, но не справился с управлением. По иронии судьбы водитель в результате катастрофы не получил ни царапины, я же стал инвалидом, хоть и ехал тогда на заднем пассажирском сиденье. Очнулся в машине, ног уже не чувствовал. Помогать мне человек, которого я считал другом, не спешил. К счастью, мимо проезжал экипаж милиции, который и вызвал к месту аварии скорую помощь.
Проверка на прочность
А дальше Андрея Зеленова ждали еще большие испытания. Травмированного молодого человека увезли в брянскую больницу. Там он пролежал 27 дней. А потом его выписали. Несмотря на то, что даже послеоперационные швы до конца не затянулись. Мольбы матери Андрея о продлении стационарного лечения также не возымели действия. Врачи объясняли, что их основная задача – спасти жизнь, а восстановлением разных функций организма должны заниматься другие люди.
– Пришлось ехать в Мурманск. В плацкартном вагоне. Трое суток. В одном положении, – рассказывает Андрей. – Переворачивать меня маме было тяжело и страшно, боялась повредить многочисленные катетеры… В общем, приехал я домой с пролежнями.
Первые восемь месяцев после аварии молодой человек провел лежа, потом стал учиться сидеть, передвигаться на инвалидной коляске, надеясь на то, что когда-нибудь он снова сможет ходить. Однако эту надежду, которая неизменно присутствует у тех, кто стал жертвой несчастных случаев, разрушили врачи.
– «Ты никогда не встанешь» – таково было лаконичное заключение нейрохирурга, – вспоминает Андрей. – Конечно, это звучало как приговор. Но опускать руки я не собирался. Не в моем это характере.
И уже через два года, в 2010-м, мурманчанин, прикованный к инвалидному креслу, совершил первый прыжок с парашютом.
Форс-мажор в полете
Произошло это в Крыму, в Коктебеле, куда Андрей ездил на реабилитацию. Мысль о кратковременном свободном падении с высоты 3,5 тысячи метров появилась внезапно. В тот же вечер северянин нашел в Интернете сайт центра планерного спорта, договорился с человеком, который мог привезти его к месту встречи начинающих парашютистов и опытных инструкторов, и уже на следующее утро состоялся его первый прыжок.
– Увидев меня, организаторы прыжков с парашютом очень удивились, ведь у них не было опыта работы с колясочниками. Но мне удалось их убедить в своей адекватности и готовности четко следовать всем наставлениям инструктора, – говорит Андрей. – Инструктором, кстати, был ветеран ВДВ. Мы с ним пару часов отрабатывали будущий прыжок в ангаре, ведь разница между полетом со здоровым человеком и тем, кто не чувствует нижней половины тела, огромна.
Дальше следовала посадка на борт. Взлет. Набор высоты. Андрей в тандеме с десантником вышли из самолета последними. И пока они парили над Крымским полуостровом, произошел форс-мажор. Отстегнулись крепления, которые фиксировали лишенные чувствительности ноги мурманчанина вплотную с ногами инструктора. Парашютистов стало закручивать в воздушных потоках, а потому небесный купол пришлось раскрыть раньше, чем предполагалось.
К счастью, приземление оказалось удачным. Так начался новый этап и в жизни мурманчанина, и в жизни центра планерного спорта. Ведь именно после прыжка Андрея Зеленова в Коктебель стали приезжать люди с ограниченными возможностями здоровья и удивлять инструкторов своей неиссякаемой жаждой жизни и силой воли. В этом году там, на горе Клементьева, даже прошел уникальный фестиваль «Небо – для всех», главными гостями которого стали пациенты центров реабилитации инвалидов.
Подводный мир
Следующей экстремальной идеей Андрея Зеленова стало погружение с аквалангом. Там же, в Крыму, он познакомился с ребятами, которые рассказали ему про дайвинг-центр «Команда Экс», работающий на мысе Тарханкут.
– Руководитель центра Игорь Горопаев с первого знакомства покорил меня своим абсолютно здоровым отношением к инвалидам, – отмечает Андрей. – Он не культивирует в людях с ограниченными возможностями здоровья чувство беспомощности, убеждает и доказывает, что мы очень многое можем сделать сами. Конечно, если речь идет о тех, кто живет примерно с такими травмами, как у меня. Иной раз к нему приезжают ребята, которые не чувствуют своего тела ниже шеи. Но и им он не отказывает в подводных погружениях. Конечно, занятия дайвингом людей с инвалидностью происходят под чутким руководством инструкторов, которые, похоже, на интуитивном уровне понимают все желания своих подопечных во время подводных прогулок.
Дайвинг увлек мурманчанина на несколько лет, он даже прошел спецподготовку, дающую право на получение первого уровня сертификации. Но настоящей страстью для него стали экстремальные путешествия.
Север – для сильных духом
Первую экспедицию на квадроциклах по Кольскому полуострову он с группой туристов совершил по Терскому берегу. Несмотря на то, что на маршруте ребята провели всего два дня, нужно было учесть множество нюансов, например, где набрать воды и как преодолеть северные водоемы во время отлива. Профессиональные советы Андрею давал известный мурманский организатор экспедиций Константин Кушнир.
К слову, во время этого путешествия Андрей с братом Павлом сняли документальный фильм «Веду я лодку», в котором первый выступил продюсером, а второй – режиссером. В прошлом году он победил на международном фестивале «Северный характер» в номинации «Очерк». А летом этого года фильм получил еще одну награду на международном молодежном фестивале «Молодая Арктика».
Скоро выйдет второй фильм, главным героем которого вновь будет Андрей, а режиссером – его брат.
Экстрим «4 Х 4»
Самым сложным для Андрея стало восьмидневное путешествие по северной Лапландии, которое состоялось в августе прошлого года. Тогда группа, с которой он отправился по знаковым местам Кольского полуострова, побывала на полуострове Немецком, хребте Мустатунтури, в Лиинахамари.
– Общая протяженность маршрута составила почти 500 километров, 400 из которых пришлось на бездорожье. Да и погода во время экспедиции преподнесла неприятный сюрприз, четыре дня из восьми шел дождь, – рассказывает Андрей Зеленов. – Вообще, путешествия по Северу нечасто бывают комфортными – суровый климат вносит свои коррективы. Но тем-то эти приключения и ярче, тем и ценнее. Например, большую часть маршрута пришлось проходить на пониженной передаче, полный привод дорогу уже не держал. Бывало, мы промокали по пояс, проезжая по бродам и затопленным мостам на квадроциклах.
К слову, во время этой восьмидневной экспедиции у Андрея не было напарника, с которым можно было бы меняться в пути. Таково было принципиальное решение молодого человека – с любыми трудностями он хочет справляться сам.
– Когда ты едешь на «квадре», забываются все проблемы, – говорит мой собеседник. – Впереди только дорога, которая становится частью тебя и дарит чувство свободы. При этом путешествия в отличие от таких экстремальных увлечений, как, к примеру, прыжки с «тарзанки», дают не только выброс адреналина. Они делают тебя мудрее, спокойнее, дружелюбнее. Они дарят новый жизненный опыт и позволяют понять себя, поверить в себя.
По горным склонам
В мае этого года Андрей Зеленов совершил еще одно путешествие по Северу. На этот раз на снегоходе по Хибинам.
– Этот вид транспорта отличается от квадроцикла, он более неустойчив, и управлять им нужно стоя или полусидя, – продолжает Андрей. – Потому в нескольких туристических фирмах, куда я обращался с вопросом включения меня в состав туристической группы, мне отказали – побоялись брать на себя ответственность. Поверил в меня лишь кировчанин Сергей Коняев, которому я рассказал о своих навыках и желании освоить снегоход. Приехав в Кировск, я показал тамошним организаторам экспедиций, что умею. К примеру, что могу свеситься со снегохода в противоположную сторону на повороте. Это очень важно для удержания равновесия, без которого снегоход может завалиться набок. В общем, поход состоялся. В нем было немало сложностей, снег и ветер ослепляли, и порой возникало чувство, что я потеряю из виду идущего впереди Сергея. Но все же я справился, чем, признаюсь, очень горжусь!
Гордятся Андреем и участники хибинского путешествия. Недавно его организаторы пригласили молодого человека принять участие в более сложной и длительной экспедиции, от Хибин до Белого моря, которая запланирована на февраль будущего года.
– Здорово, что люди в меня поверили! Что я смог доказать, что я могу стать звеном сплоченной команды, а не обузой с ограниченными возможностями здоровья. И сейчас все мои мысли заняты поиском средств, которые потребуются для зимнего путешествия, буду подавать заявки на гранты. А может быть, и спонсоры найдутся, – говорит Андрей. – Из-за того, что в ногах нарушено кровоснабжение, потребуется качественная экипировка, специальное снаряжение, которое стоит немалых денег. Но я верю, что все получится.
Здоровое общество
За годы своих приключений и путешествий, совершенных в инвалидном кресле, Андрей Зеленов окончательно убедился в том, что лишь небольшая часть социума готова воспринимать людей с ограниченными возможностями здоровья как равных.
– Для меня здоровое общество – это когда инвалид, как и любой другой человек, может ездить на работу, отдыхать с друзьями в кафе или на танцполе, гулять с семьей, растить детей, и это не привлекает какого-то особого внимания. Не надо относиться к нам как к людям второго сорта. Не надо сострадательно хлопать по плечу и говорить: «Держись, ты молодец». Не надо выгребать мелочь из карманов и бросать нам на колени. А такое, поверьте, тоже было.
Кстати, за последнюю пару лет меня дважды сочли попрошайкой. Охранники двух мурманских торговых центров, возле которых я как-то ожидал приезда такси, просили меня отъехать на 15 метров от входа. Согласитесь, это оскорбительно.
Нет ничего невозможного
Сейчас мурманчанин Андрей Зеленов живет в Москве. Весной этого года он стал студентом Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма. Решение получить второе высшее образование (первое, юридическое, он получил в Мурманске) появилось опять-таки спонтанно. Через несколько дней молодой человек уже был в столице и подавал документы.
– Человеческая жизнь коротка, и в ней нет места для долгих рассуждений и сомнений. Нужно действовать. И верить в собственные силы, – подытожил Андрей. – И даже если вас коснулось несчастье, никогда не опускайте руки и не падайте духом. Примите это и начните преодолевать себя. Потому что нет ничего невозможного. Теперь я это знаю точно.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
lebedeva@vmnews.ru
Фото из архива Андрея ЗЕЛЕНОВА.