3 февраля 2014 года ученик 10-го класса школы № 263 в Москве Сергей Гордеев убил учителя географии и прибывшего по вызову тревожной кнопки сотрудника вневедомственной охраны полиции. Экспертиза признала старшеклассника невменяемым…
Это, к сожалению, не первый и не последний случай нападения школьника на учителя и своих одноклассников. Потому и многоточие поставил. На учителей нападают регулярно. Мальчики и девочки, юноши и девушки с 5-го по 11-й класс. Из-за несчастной любви, из-за травли одноклассниками, из-за двойки по физике, из-за того, что у учителя не оказалось почтового конверта. В Москве и Подмосковье, в Сибири и на Урале. Столь широкая география объясняется широко рекламируемой в последнее время площадью России – 17 миллионов квадратных километров. А кто возьмет на себя смелость объяснить, почему это происходит со столь пугающей регулярностью?
Сегодня в «героях» – ивантеевский стрелок. Для тех, кто не в курсе: 5 сентября 15-летний подмосковный юноша пришел в родную школу с пневматическим оружием, топориком и самодельными взрыв-пакетами. Зачем пришел? «Чтобы сдохнуть». Сдохнуть не получилось. Хотя мальчик Миша заранее указал свой статус в контакте – удален из жизни 5 сентября 2017 года. Итог: четверо раненых, в том числе учительница. Школьник арестован.
Еще раз к Интернету. В социальной сети он зарегистрировался вовсе не как мальчик Миша из благополучной подмосковной семьи, а Mike Klebold. Расшифрую: имя он оставил наследственное, а фамилию позаимствовал у американского школьника Дилана Клиболда, который со своим другом в апреле 1999 года устроил кровавую бойню в школе «Колумбайн» в штате Колорадо. Бойню страшную. Они убили 13 человек и 23 ранили, а потом покончили с собой. У нас, к счастью, обошлось без жертв.
В эксклюзивной истерике бьется сегодня Андрей Малахов. Но у него не поиски виновных, а битва за рейтинг. А абстрактных виновных сыщут, я думаю, очень быстро – семья, школа, Интернет. Родителей оштрафуют, директора школы снимут с работы, «Роскомнадзору» погрозят пальчиком. И будут ждать следующего стрелка-школьника.
А ошибка-то системная. Мы учим наших детей, как делать карьеру, а надо учить, как стать человеком. Есть у Анатолия Алексина повесть об учительнице. Называется «Безумная Евдокия». Ее ученики не были Героями Советского Союза, не летали в космос, не стали профессорами или академиками. Но все они стали хорошими людьми. Попробуйте сказать, особенно на фоне того, что случилось в Ивантеевке, что хороший человек – это не профессия. Или если это не профессия, то и учиться этому не обязательно? И если уж выбирать из двух зол, то пример надо брать с Павлика Морозова, а не с Дилана Клиболда.
Андрей ПРИВАЛИХИН.
privalihin@vmnews.ru