Долгие советские годы расследование дел против высокопоставленных чиновников не предавалось огласке. Сегодня из этого не делают секрета. Следственный комитет России (СКР) готов предоставить журналистам и общественности всю информацию, которая не может навредить расследованию того или иного дела. Недавно в Следственном управлении СКР по Мурманской области отдел по расследованию особо важных дел возглавил майор юстиции Никита Киселев. Наш разговор с ним состоялся накануне Дня сотрудника органов следствия Российской Федерации. Поговорить удалось о многом, но больше о работе. Праздники праздниками, а следователи всегда на посту.
Дело о прошлогоднем снеге
– Никита Александрович, Мурманск не самый криминальный город. Но серьезные преступления происходят и здесь. Много ли дел сейчас расследует ваш отдел? Их становится больше или меньше?
– Уровень преступности в России неуклонно снижается. Это результат не только работы правоохранительных органов, но и повышения уровня правосознания граждан. Мурманск в этом плане не исключение. В городе становится меньше преступлений, особенно тяжких и особо тяжких. Есть несколько критериев отнесения уголовных дел к особо важным: общественный резонанс преступления, правовая и фактическая сложность уголовного дела, должностное или социальное положение фигуранта либо потерпевшего.
– Какие дела в последнее время вызвали особый резонанс?
– Уголовное дело по факту схода снежной лавины в Кировске. Предприятием «Апатит» в тот день проводился принудительный спуск лавины. Но ситуация вышла из-под контроля. В результате три человека погибли, были повреждены дома и имущество граждан.
В Следственном управлении сразу же возбудили уголовное дело, началось расследование. Оно продлилось больше года. Пришлось изучить всю историю лавин в Кировско-Апатиском районе, начиная с 30-х годов прошлого столетия. Обращались к научным трудам по гляциологии и другим смежным дисциплинам. Подробно исследовали все склоны горы Юкспор и близлежащих высот: особенности рельефа, углы наклона, погодные условия и видимость в различные времена года. Одних только свидетелей было допрошено более 150 человек. В настоящее время уголовное дело направлено в суд.
Исход стряпчих
– Коррупционные преступления стали более дерзкими, стали больше брать или лучше прятать?
– К сожалению, коррупционные проявления были, есть и будут в нашей жизни. Как и постоянная борьба с ними. Злоумышленники научились неплохо скрывать следы своих преступлений, коррупционные схемы становятся все более запутанными, к ним привлекаются многие подставные лица и организации, через которые прокручиваются денежные потоки.
Недавно вынесен приговор в отношении нескольких сотрудников регионального ГУ МЧС. Там должностные лица для хищения бюджетных денег создали организованную преступную группу. Ее участники во главе с замначальника управления – главным бухгалтером Кондратьевым готовили фиктивные приказы о премировании сотрудников по надуманным основаниям. Полученные премии награжденные или полностью, или частично возвращали членам ОПГ. Те делили деньги между собой и распоряжались ими по собственному усмотрению. Суммы премий зачастую были просто колоссальными. Так, к примеру, за подготовку праздничных мероприятий некоторые получали премию в размере 800 тысяч рублей на каждого. Всего из бюджета злоумышленники смогли похитить более 100 миллионов рублей.
Расследование началось с уголовного дела в отношении начальника одного из подразделений ГУ МЧС в Апатитах. Постепенно преступная схема начала вскрываться, разоблачались все новые сотрудники ведомства. Далеко не все фигуранты раскаялись в содеянном и стали сотрудничать со следствием. Многие до последнего отрицали свою вину и надеялись на оправдательный приговор. Однако их ожидания не сбылись, все были признаны судом виновными. Особо активным членам преступной группы назначены наказания в виде длительных сроков лишения свободы.
Туроператор в погонах
– У расследования особо важных дел есть своя специфика?
– Они отличаются повышенной сложностью в сборе доказательственной базы, квалификации действий фигурантов. По одним приходится поездить по стране, по другим писать международные запросы об оказании правовой помощи, по третьим – проводить комплексы сложных судебных экспертиз. Иногда работа длится годами. Так, нашим отделом расследовалось уголовное дело в отношении бывшего сотрудника полиции ОМВД «Апатитский». Он незаконно занимался приемом иностранных туристов на территории области и организацией их досуга. В ход шло государственное имущество. На автотранспорте полиции возил туристов на рыбалку.
Расследование осложнялось тем, что требовалось допросить граждан, разъехавшихся по разным странам. Услугами предпринимателя в погонах воспользовались 59 человек. Пришлось обратиться к международной правовой помощи. Допрос граждан провели компетентные органы этих государств, а материалы прислали по дипломатическим каналам. Потом протоколы переводили на русский язык. На все требовалось время. Но в конечном итоге дело было направлено в суд, подсудимый признан виновным по всем статьям обвинения.
– Многие фигуранты, очевидно, незаурядные личности. Трудно к ним найти подход? С кем проще: с экономическими преступниками или убийцами?
– Это самые разные люди: от не имеющих даже начального образования, страдающих алкоголизмом или наркоманией, до высокопоставленных чиновников, создателей хитроумных преступных схем, разобраться в которых зачастую непросто даже очень опытному следователю. Но большинство пытаются всеми путями избежать наказания, выдумывают различные способы защиты. Тех, кто изначально во всем сознаются и раскаиваются, гораздо меньше. Сложнее расследовать уголовные дела в отношении хорошо образованных и интеллектуально развитых преступников. Их защитные версии проверять и опровергать значительно труднее. К тому же они, как правило, в состоянии нанять себе дорогих адвокатов, которые всегда готовы пустить следствие по ложному следу.
Первое дело – не комом
– Свое первое дело помните?
– Конечно. Оно было связано с причинением тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть. Человек погиб в результате выстрелов из травматического пистолета резиновыми пулями с близкого расстояния. Одна из пуль попала в грудную клетку, пробила легкое и застряла в сердце. В те годы огнестрельное оружие ограниченного поражения было редкостью. Многое о его характеристиках было достоверно не известно. Но инструкция к пистолету запрещала пользоваться им на расстоянии ближе одного метра. Баллистическая экспертиза установила, что смертельный выстрел был произведен почти в упор. Этот факт, а также доказательства, опровергающие версию обвиняемого о самообороне, легли в основу обвинительного приговора.
– Когда завершается ваш рабочий день? Родные не возражают, когда задерживаетесь на работе?
– Рабочий день у нас ненормированный. В первые сутки–двое после возбуждения уголовного дела и задержания преступников круглосуточно работает весь отдел. Проводятся обыски, выемки, готовятся документы для ареста фигурантов. А обычно рабочий день стараюсь заканчивать в 20 часов, чтобы увидеться с семьей до того, как все лягут спать. Родные относятся к моей работе с пониманием. Скучают, конечно, когда меня долго нет, но скандалы не устраивают.
Подготовил Валерий СЕРЕБРЯКОВ.
Фото пресс-службы СУ СКР России по Мурманской области.
Наша справка
Руководитель отдела по расследованию особо важных дел майор юстиции Никита Киселев окончил институт прокуратуры Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург) с красным дипломом. Начинал следователем, старшим следователем в одной из территориальных прокуратур в Свердловской области.
В 2010 году переехал в Заполярье. На Севере прошел путь от старшего следователя территориального следственного отдела до следователя по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР России по Мурманской области. Три года работал заместителем руководителя отдела, с недавнего времени возглавил это подразделение.
Увлекается охотой, рыбалкой, волейболом, футболом, отечественной и зарубежной литературной классикой.