– Работа в такси мне мир открыла. Раньше я сидела в своем кабинете, бумажки перебирала, света белого не видела. Утром вышла из подъезда, села в машину, в офис приехала, поработала, а вечером на машине домой добралась. За день ни с кем и парой слов не перекинулась, – говорит мурманчанка Ольга Белова. – А сейчас я целый день по городу езжу, с разными людьми общаюсь. Вижу, как природа просыпается, лес зеленеет, снег с сопок сходит. В те редкие дни, когда солнце пригревает, могу позволить себе устроить выходной хоть посреди недели или просто закончить работу на несколько часов раньше. Сплошные плюсы.
Зачем пассажиры давят на педаль
Ольга Александровна таксистом работает несколько лет. После смерти мужа она решила переехать из Кандалакши в Мурманск, поближе к дочке. На новом месте сразу нашла себе хорошую работу по специальности, но до вступления в должность нужно было ждать несколько месяцев, пока на предприятии не закончится реорганизация. Сидеть одной дома целый день было невыносимо, поэтому мурманчанка решила подыскать временную работу.
– Решение пришло совершенно неожиданно, – вспоминает моя собеседница. – У нас в лифте появилось объявление о том, что требуются таксисты. Зарплату обещали достойную, требования к работникам были минимальными. И я решила попробовать. Никогда не забуду, как приехала на свой первый вызов и с трепетом ждала, кто же из подъезда выйдет. Волновалась, как девчонка на первом свидании. Тогда я загадала: если в машину сядет женщина, останусь пока в такси, если мужчина – завтра на работу не выйду. В итоге первыми моими пассажирами стали парень с девушкой, которые на время отпуска отвозили кота своим знакомым. А так как у меня дома живут две подобранные кошки, мы быстро нашли общую тему для разговора. Даже не заметила, как довезла своих первых пассажиров до нужного места. После них сразу же взяла новый заказ. Азарт какой-то появился, мне было интересно, кто следующий сядет в машину, хотелось увидеть новых людей, новых впечатлений.
По словам таксистки, в основном ей везет на хороших пассажиров. Женщины часто ее принимают за свою и без умолку болтают. А мужчины поначалу относятся настороженно. Иногда демонстративно долго и тщательно пристегивают ремни безопасности и всю поездку держатся за ручку на дверце. А пару раз даже отказывались сесть в машину.
– Часто пассажиры говорят, что, когда едут со мной, периодически давят ногой на воображаемую педаль тормоза и, готовясь к повороту, крутят головой по сторонам, оценивая расстояние до ближайших машин. Но когда видят, что машину я вожу уверенно и спокойно, то успокаиваются, – объясняет Ольга Белова. – На днях во дворе на улице Октябрьской мне нужно было протиснуться между дорогущей иномаркой и мусоровозом – мужчина-пассажир напрягся и аж колени поджал, думал, что я сейчас врежусь. Но я никого не задела, и он даже похвалил меня. И на работу к себе позвал. Вообще, мужики больше выдумывают про то, что женщины плохо водят машину.
Подкрасила губы – и на газ!
За смену Ольга Белова в среднем наматывает 200 километров. Сейчас, когда холодно и погода дождливая, от клиентов отбоя нет. Мурманчанам не хочется долго мерзнуть на остановке или далеко идти пешком. Самые «урожайные» часы – как правило, вечер пятницы и выходные. В такое время все таксисты выходят на работу, а если хотят отдохнуть, то выбирают для себя день посреди недели.
– Больше всего я люблю брать заказы за город – часто нужно кого-то отвезти в аэропорт или на турбазу. Но тут палка о двух концах. С одной стороны, наслаждаешься поездкой по дороге с минимальным количеством светофоров, с другой – если попадется неприятный пассажир, его придется достаточно долго терпеть, – рассказывает таксистка. – Очень часто мужчины бывают навязчивыми и обязательно пытаются познакомиться. Номер телефона просит, наверное, каждый третий. Вообще, у меня сложилось впечатление, что в такси чаще неженатые ездят. За годы работы я уже выработала свою стратегию поведения. Во-первых, никогда не надеваю на работу юбки и платья – всегда только брюки, и ничего вызывающего. Планировала даже перестать пользоваться косметикой, но не нашла в себе силы. Все-таки для меня очень важно всегда хорошо выглядеть. Ничего с собой поделать не могу, даже в перерывах между заказами найду возможность губы подкрасить.
Зоопарк в машине
Первое время мурманской автоледи было очень трудно ориентироваться в городе. Одно дело – в гости к дочери приезжать, другое – довезти пассажира до нужного адреса.
– Чаще всего такси вызывают, когда куда-то очень торопятся, и у меня нет особого времени изучить маршрут, – говорит Ольга Белова. – Если в каких-то случаях я не понимала, куда ехать, полностью доверялась навигатору. А уже дома я вспоминала, где была, и по большой карте изучала маршруты, старалась запомнить. Если не могла быстро сориентироваться на местности, то пассажиры обычно подсказывали. Сейчас я уже город знаю прекрасно, могу поспорить с любым мурманчанином.
За время работы в такси Ольге Беловой кого только не приходилось возить: и гармонист в салоне у нее играл, и женщина как-то чуть не родила, пока в больницу ее везли, и Дед Мороз со Снегурочкой накануне прошлого Нового года с праздником поздравляли.
– Диспетчер знает, что я животных очень люблю, поэтому часто отдает мне такие заказы, от которых другие таксисты отказываются, потому что боятся машину испачкать. А у меня на такой случай подстилка припасена – и никаких проблем! Кошки и собаки – мои частые гости в машине, бывали даже хорьки и попугаи. Больше всего мне запомнился вызов, когда нужно было зебру отвезти. Нет, не настоящую. Как-то еще в самом начале моей работы в такси ко мне в машину сел парень в ростовом костюме зебры. Его лицо я лишь через сеточку видела, так как плюшевую голову от костюма он не смог с себя снять – она была временно пришита к комбинезону. Но так как у зебры шея очень высокая, молодой человек никак не мог усесться в машину, в итоге я посадила его на переднее сидение, опустила стекло, и он ехал, высунув голову зебры в окно. Надо было видеть лица прохожих и встречных водителей! Это было нечто!
Словом, когда мне пришло время выходить на работу бухгалтером, я решила не возвращаться к цифрам и бумажкам. К тому моменту выяснилось, что я очень люблю водить машину и общаться с людьми. Едешь себе, получаешь удовольствие, а тебе за это еще и деньги платят.
Кодекс таксиста
Кодекс профессиональной этики знает каждый таксист. Нельзя навязывать пассажиру разговор, не имеющий отношения к поездке, но на возможные вопросы клиента нужно ответить и помочь чем возможно. Если пассажиру захочется поболтать, то желательно поддержать беседу. У водителя должны быть деньги на сдачу, в противном случае необходимо предупредить об этом клиента в начале поездки и по дороге найти возможность разменять крупную купюру.
– Мы никогда не забираем чужого пассажира и на стоянке всегда становимся в конец очереди, – добавляет Ольга Белова. – У многих таксистов есть правило – не брать денег с пожилых людей, ну или делают им 50-процентную скидку. Когда я пытаюсь подвезти бесплатно, пожилые люди мне все равно пытаются дать хотя бы небольшие деньги. Наши пенсионеры не верят, что их могут подвезти бесплатно.
Первая в мире, первая в стране
Первой в мире женщиной-таксистом стала немка Элизабет фон Папп. Потеряв мужа, она решила освоить профессию водителя, чтобы прокормить семью. Прошла обучение в Берлинской школе водителей и в 1908 году вышла на маршрут.
А в России первой женщиной-таксистом стала москвичка Татьяна Тихонова. Она начинала свою работу в 1-м автомоторном парке. Татьяна принимала участие в Каракумском пробеге в 1933 году. На своем автомобиле женщина преодолела 9400 километров без значительных поломок, достойно представив в пробеге столичное такси.
Также и в военное время женщины становились таксистами, заменяя мужчин.
Пять советов от профи
Женщина по природе своей куда более ответственный и аккуратный работник, чем мужчина. Она внимательно следит за дорогой, аккуратно водит и в силу присущей ей ответственности прикладывает максимум усилий, чтобы доставить пассажира в место назначения к четко указанному времени, не нарушив при этом правила дорожного движения. Поэтому в такси с удовольствием берут на работу представительниц слабого пола. Если вы уверенно водите, любите людей и сейчас в поисках заработка, то почему бы и не попробовать?
Как работать женщине водителем такси, чтобы сделать вождение максимально комфортным? Ольга Белова советует придерживаться нескольких правил, которые она выработала для себя за пару первых месяцев работы.
В рейс лучше выходить в первую половину дня, а потом, после перерыва, – в час пик. Причем если вы жаворонки, то можно приступать к работе хоть в 6 утра. Как правило, в это время заказывают такси деловые люди, и они практически безопасны.
Всегда под рукой нужно держать средства для собственной защиты. Хотя бы газовый баллончик с «перцовкой» должен быть у каждого.
Обязательно наладьте дружбу с диспетчером, чтобы она не давала вам вызовы от пьяных мужчин.
С осторожностью нужно брать в машину «ручников» – людей, которые голосуют на дороге, а лучше вообще про них забыть – для собственной безопасности. Когда такси вызывают через диспетчера, у него хоть сохраняется телефонный номер, с которого был совершен вызов.
Не стесняйтесь у подвыпивших компаний просить плату за проезд заранее, особенно у молодежи. Бывают случаи, когда, завершив поездку, они уходят, не заплатив. В этот момент таксисту очень трудно заставить таких пассажиров расплатиться.
Автоняня и автошопинг
Сегодня женское такси, в которых за рулем только представительницы прекрасного пола, не редкость. Они есть во всех крупных городах. В 2006–2008 годах было такое такси и в Мурманске. Правда, чаще возили в нем не всех подряд, а лишь женщин, детей и семейные пары. В числе услуг была и популярная «Автоняня», когда девушки-водители забирали ребенка из детского сада или школы и везли его домой. Начинающие бизнесмены пытались внедрить даже что-то вроде шопинг-сопровождения, когда таксистки не только подвезут до магазина, но и помогут своей пассажирке с выбором какой-нибудь кофточки. Правда, идея не прижилась. Сейчас в Мурманске в нескольких такси можно при вызове машины попросить диспетчера, чтобы прислала водителя-женщину. В некоторых службах за такой вызов приходится доплачивать.
Надежда ТУРЛОВА.
Фото из открытых Интернет-источников.
P.S. Несмотря на свою открытость и общительность, Ольга Александровна отказалась фотографироваться для газеты «Вечерний Мурманск». Полушутя-полусерьезно заметила, что как человек стеснительный избегает славы, а поклонников и пассажиров ей и без того хватает.
Если у вас есть автомобиль, немного свободного времени и огромное желание дополнительно зарабатывать, добро пожаловать в яндекс такси. К тому же подключение к яндекс такси займет у вас приблизительно пять минут. Вы получите ежедневные выплаты без задержек и много заказов.Реклама