Человечество всегда по-особому относилось к огню, с уважением и почтением. Про него слагали легенды и мифы, пословицы и поговорки. Его наделяли магическими свойствами. Очаг занимал центральное место в жилищах. Сегодня его вытеснили газовые и электроплиты, стилизованные светодиодные камины. Но многим по-прежнему хочется хотя бы изредка любоваться на живой огонь. Наверное, потому одним из самых популярных универсальных сувениров уже много десятилетий остаются свечи.
И сегодня их отливают не только на крупных производствах в промышленных объемах, но и изготавливают на заказ. А в этом году даже появился необычный праздник – международный день свечника. Отмечают его новички и профессионалы свечного дела в последний день апреля. В их числе и мурманчанка Юлия Безукладова.
Уральский сувенир
– Я никогда не думала, что стану заниматься изготовлением свечей. Но однажды ночью, около пяти лет назад, мне приснилась изящная резная свеча, – вспоминает Юлия Безукладова. – Плавные изгибы многослойных разноцветных лепестков поразили своей красотой. Проснулась я с непреодолимым желанием узнать, как же делают такие удивительные вещи. Но найти эту информацию оказалось непросто – известные свечные мастера не спешили делиться своими секретами в Интернете. Помогли два екатеринбуржца, которые в 2008 году основали Уральскую свечную фабрику – первое в России предприятие, которое специализировалось на изготовлении резных свечей. Впоследствии, кстати, у него даже открылись филиалы в Тайланде и Японии.
Мурманчанка договорилась об обучении на фабрике, собрала вещи и отправилась в Екатеринбург. Там она в течение месяца изучала, в каких пропорциях смешивать парафин и стеарин, как покрывать свечи специальным лаком, как создавать замысловатые узоры. Вдохновленная первыми успехами, Юлия твердо решила развернуть свечное производство в Мурманске.
Вернувшись домой, девушка заказала у своих уральских учителей плавильню, оплатила доставку двухсот килограммов парафина из Ярославля, также через Интернет купила несколько мешков стеарина.
– Это были последние дни, когда мы с мужем могли свободно передвигаться по своей квартире, – с улыбкой вспоминает Юлия. – Сырье и плавильня, в которой размещаются десять емкостей для парафина, заняли полкомнаты. И, честно говоря, мне было непросто решиться сделать первую свечу самостоятельно, дома. Но волнение пришлось побороть, ведь вложения в свой бизнес-проект были немаленькие. Поездка на Урал, обучение, покупка оборудования и свечных материалов мне обошлись в несколько сотен тысяч рублей.
Перфекционизм мастера
Первые самостоятельно изготовленные свечи мурманчанка раздавала друзьям и знакомым, которые искренне восхищались ее мастерством и уговаривали выйти на рынок. Но Юлия беспощадно браковала каждое изделие, в котором хотя бы слегка оказывалась нарушенной симметрия или «не дорезан» лепесток.
Лишь когда свечи стали получаться идеальными, девушка решила попробовать их продавать через группу в социальной сети. И спрос не заставил себя долго ждать. Мурманчане с удовольствием приобретали один из самых популярных сувениров, выполненных в оригинальной, ни на что не похожей технике. Вскоре Юлия зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель.
А после того как ей поступил первый большой заказ на 200 свечей, занялась поиском помещения для организации мастерской. Дело это оказалось непростое, законодательных требований к таким объектам много, да и к тому же небольших производственных площадей в Мурманске практически нет. Благодаря другим творческим горожанами, которые занимаются гончарным искусством, удалось найти подходящее место. Работали ребята бок о бок, деля арендную плату за общую просторную мастерскую.
Бизнес в кризис
Там Юлия изготавливала свечи и проводила обучающие мастер-классы. Рассказывала ученикам о свойствах основных материалов, которые используют в свечном производстве, делилась профессиональными секретами.
– Наверняка все знают, что стеариновые свечи, которые до сих пор продаются в хозяйственных магазинах, горят дольше и ярче парафиновых. Но они очень хрупкие, – рассказывает Юлия. – Парафин же более пластичный, под воздействием тепла он легко деформируется. Основа резных свечей делается из смеси этих материалов, которая готовится в определенных пропорциях.
Вторым этапом идет формирование разноцветных слоев – заготовку многократно макают в емкости с расплавленным парафином. Далее следует нарезка лепестков. Кстати, специальных инструментов для этого не требуется, достаточно обычного кухонного ножа с острым и тонким лезвием. Однако работать мастеру тут приходится не только очень внимательно, но и быстро, чтобы верхние слои парафина не успели затвердеть. Завершает процесс покрытие свечей специальным лаком.
За первый год работы Юле удалось полностью окупить первоначальные вложения. Северяне заказывали самодельные сувениры поштучно и оптом, много свечей отправилось в Скандинавию и Финляндию, там у наших соотечественников был магазин с изделиями ручной работы. Но валютный кризис 2014–2015 годов внес свои коррективы в бизнес-планы мастера.
Покупательская способность упала, почти в два раза подорожали свечные материалы, большинство из которых Юлия приобретала за границей, увеличилась стоимость доставки. Так из разряда убыточного бизнеса свечное производство вновь стало хобби.
Мистические ритуалы
– Я очень люблю свое дело и горжусь тем, что первой привезла технологию изготовления резных свечей в Мурманск, – продолжает Юлия Безукладова. – Надеюсь, экономическая ситуация в стране нормализуется и у людей снова появятся свободные средства на оригинальные подарки ручной работы.
Потому дорогостоящее оборудование мастер продавать не собирается, хотя пока автоматизированной плавильне нередко приходится простаивать. Но перед Новым годом и накануне 8 Марта Юлии по-прежнему приходится трудиться не покладая рук, ведь свечи – один из главных атрибутов этих праздников.
Параллельно с резными свечами из смеси стеарина и парафина девушка работает с пчелиным воском. Технология тут предельно проста – на вощину, которую пчеловоды заправляют в рамки ульев, кладут фитиль и скатывают лист, придавая ему нужную форму, добавляя при желании различные ароматные травы. В старину такие свечи называли катанками.
– Нередко ко мне обращаются мурманчане с просьбой сделать восковые свечи для различных оккультных ритуалов, одним нужны черные с полынью, другим – ярко-красные с ванилью, – говорит Юлия. – За такие заказы я не берусь. Принципиально не крашу воск, у меня к нему какое-то трепетное отношение. Да и в мистику я особо не верю.
Потому профессиональный свечной мастер советует не паниковать, если свечи начинают трещать или коптить при горении. Как правило, это говорит лишь о том, что нарушена технология их изготовления.
– Но, безусловно, любые свечи приносят в дом уют и романтику, их теплый мягкий свет успокаивает после напряженных трудовых будней под люминесцентными лампами наших офисов, – отмечает северянка. – А потому немного обидно, что мои работы иногда стоят у людей годами, как прабабушкин сервиз за стеклом серванта. Свечи по сути своей недолговечны, они должны гореть.
В ближайшем будущем девушка планирует освоить технологию изготовления еще одних необычных свечей – массажных. В них вместо свечной массы используют соевое или кокосовое масло. При температуре выше 30 градусов эта смесь начинает таять и становится пригодной для массажа.
– Пускай пока дела идут не так хорошо, как раньше. Но мне кажется, нужно оставаться верным делу, которое тебе по душе. Это честно по отношению к себе и людям, для которых работаешь, – подытожила Юлия Безукладова. – А все трудности – временное явление. Они только закаляют характер и заставляют двигаться вперед, развиваться и искать новые формы и методы работы.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
Фото из архива Юлии БЕЗУКЛАДОВОЙ.