Руководители Мурманской области на мартовском заседании регионального правительства раскритиковали деятельность одной из главных компаний региона, ответственной за привлечение инвестиций в Заполярье. Фразы из уст губернатора Марины Ковтун и ее первого заместителя Алексея Тюкавина звучали самые жесткие: «Нам игрушки и ширмы не нужны», «Возмущает отсутствие аналитической работы», «Вы не зарабатываете даже на себя».
Всеобщее процветание
Напомним, четыре года назад (в 2013 году) в регионе было создано ОАО «Корпорация развития Мурманской области». Компания полностью подотчетна правительству, а в совет ее директоров входят заместители министров и другие чиновники.
Предполагалось, что корпорация будет не только искать инвесторов, готовых привести деньги в нашу область, но и сопровождать проекты, оказывая посильную помощь в подготовке документов.
На мартовском заседании правительства глава корпорации Алексей Барышкин попробовал отчитаться о работе возглавляемой им компании. Цифры с трибуны господин Барышкин выдавал красивые. По его словам выходило, что инвестиции в Мурманскую область текут рекой – инвесторы готовы строить отели в Териберке, индивидуальные предприниматели – оленьи парки, а один бизнесмен даже будет выводить на рынок тепличный комплекс на основе гидропоники. Складывалось впечатление, что Мурманскую область при содействии корпорации ждет финансовый рай и всеобщее процветание.
В пух и прах
Благостный доклад был прерван вопросом первого заместителя губернатора Алексея Тюкавина. Он жестко спросил главу корпорации о самом главном – когда государственная компания по привлечению инвестиций выйдет на самоокупаемость. Проще говоря, когда чиновники корпорации начнут не просто поглощать бюджетные деньги, а научатся их зарабатывать.
Ответы господина Барышкина, похоже, никого из членов правительства не устроили. Например, выяснилось, что на содержание чиновников корпорации в год уходит порядка 14 миллионов рублей. А зарабатывают они на своей деятельности только 25 процентов от вложенных бюджетных рублей. И что самое печальное – выход на самоокупаемость в ближайший год не предвидится. То есть прибыли не будет. В свое оправдание Барышкин говорил об экспертизе инвестпроектов, консалтинговой деятельности, поездках на экономические форумы, где чиновники искали инвесторов. И даже нашли одного крупного – гипермаркет «Лента» начал работать в регионе после этих переговоров.
- С владельцами гипермаркета «Лента» вели переговоры мы с Мариной Васильевной Ковтун, – сказал как отрезал Тюкавин. По его словам, сейчас Мурманская область действительно стала интересна для инвесторов.
– Не проходит и недели, чтобы в правительстве не появилось новых предложений от компаний, готовых вкладываться в региональную экономику, – отметил первый заместитель губернатора. – Но мы сталкиваемся с проблемами. При рассмотрении этих инвестиционных предложений нам не хватает экспертных заключений. Из-за отсутствия грамотного аналитического заключения в регионе провалились два интересных проекта в сфере ЖКХ. И при этом чиновники корпорации делают нам почти одолжение – мол, ладно, так и быть, дадим вам бесплатно заключение экспертизы.
Очевидно, слова Тюкавина задели за живое и губернатора.
- Корпорация развития Мурманской области – это не игрушка и не ширма, – жестко заявила Марина Ковтун, обращаясь к господину Барышкину. – Акционерное общество должно стать реально работающим инструментом, а вы преподносите нам в качестве достижения 70 заходов инвесторов на ваш сайт. Нам не нужны отчеты и другие декоративные элементы, – отметила губернатор. – Нужна работа, а в вашем случае – работа прибыльная.
Стадия организационного развития
Остается надеяться, что критику в свой адрес чиновники услышали. И наконец-то грамотно проанализировав ее, через какое-то время приступят к реальной работе.
Ну а пока жители Мурманской области могут узнать об успехах корпорации из красивых пресс-релизов следующего содержания: «В настоящее время Корпорация прошла первую стадию своего организационного развития. Совместно с Министерством развития промышленности и предпринимательства Мурманской области проработаны основные стратегические планы второй стадии развития Корпорации (до 2020 года) и начата реализация соответствующих задач, связанных с диверсификацией деятельности, совершенствованием внутренних процессов, повышением качества обслуживания инвесторов, выходом на стабильную прибыльность».
Что и говорить, сегодняшние молодые управленцы отлично овладели современной терминологией, поднаторели в составлении презентаций, содержании информационных порталов, создании фондов поддержки и инкубаторов. Но если копнуть глубже, отыщешь махрового советского бюрократа, умеющего вовремя писать красивые финансовые отчеты.
Елена ВОЛКОВА.