Ремонт автодорог, тротуаров и лестниц затронул десятки объектов городской транспортно-пешеходной инфраструктуры. По всему Мурманску идут капитальные и поддерживающие ремонты дорожного полотна. Часть объектов уже сдана в эксплуатацию, а на остальных участках работа не останавливается ни на минуту. Сегодня, когда ремонтная кампания пересекла свой "экватор", пришло время подвести ее промежуточные итоги.
В авангарде инноваций
Вышли на финишную прямую ремонтные работы на мурманском участке федеральной трассы Р-21 "Кола". Движение по новой четырехполосной автодороге полностью откроется к вековому юбилею заполярной столицы. Пропускная способность трассы после реконструкции превысит 20 тысяч автомобилей в сутки. Обновленная "ленинградка" станет первой дорогой высшей технической категории на территории Мурманской области.
Параллельно с завершением глобальной реконструкции Восточной объездной автодороги в Мурманске развернулись работы на съездах с нее, расположенных в районе улицы Шевченко и Верхнеростинского шоссе. Именно там мурманские дорожники в числе первых в нашей стране опробовали уникальную технологию ремонта с использованием метода холодной регенерации с добавлением цемента, или стабилизации грунтов. До этого аналогичные работы проводились лишь в Подмосковье и Краснодарском крае. Именно московские специалисты помогают мурманским дорожникам освоить новую технологию.
- Работы развернулись именно здесь, на съездах, по нескольким причинам. Во-первых, совсем скоро будет сдана в эксплуатацию "ленинградка", ставшая современнейшей объездной автодорогой. Хочется, чтобы основные съезды с нее - южный и северный - находились в соответствующем техническом состоянии. Во-вторых, на этих дорожных участках отсутствуют инженерные сети и колодцы, которые ограничивают работу специальной техники, - отметил мэр Мурманска Алексей Веллер.
Примечательно, что в качестве основного строительного материала подрядчик использует фрезерную крошку, полученную в результате разбора старого покрытия. После того как рабочие стабилизируют это основание с помощью цемента, на него будут уложены два слоя асфальтобетона.
Работы по асфальтированию уже закипели на съезде из города, расположенном в районе улицы Шевченко. Толщина нижнего асфальтового слоя на этом дорожном участке составит шесть сантиметров, а верхнего - пять.
Продолжается работа по обустройству дорожного основания на съезде в районе Верхнеростинского шоссе. Мощная техника, работающая на этом дорожном участке, способна одновременно вскрывать старый дорожный фундамент и перемешивать полученную крошку с цементом, водой и специальным пластификатором.
Качественные перемены
- Эта современная технология позволяет улучшить качество дорог - сделать грунтовое основание более прочным, что должно увеличить долговечность дорожного покрытия. Прочное дорожное основание помогает ему служить значительно дольше, чем нормативные пять лет. Мы рассчитываем, что, несмотря на интенсивную нагрузку, дороги, отремонтированные по новой технологии, прослужат семь-девять лет, - подчеркнул в ходе недавней проверки хода дорожных ремонтов Алексей Веллер. - В частности, предполагается, что благодаря использованию метода холодной регенерации, дорожное основание станет более гибким и водонепроницаемым. Это особенно важно при резких перепадах температур. При этом его прочность сопоставима с бетонным покрытием.
Помимо экологичности новой технологии приятным бонусом для городского бюджета стала ее финансовая эффективность. Стоимость дорожных работ методом холодной регенерации с добавлением цемента оказалась приблизительно на десять процентов ниже цены капитального ремонта полотна на аналогичной площади. Экономия достигается за счет снижения затрат на перевозку материалов, интеграции ряда технологических процессов, а также повышенной производительности дорожной техники.
- Если мы получим тот результат, на который рассчитываем, то будем и дальше применять эту технологию. Однако предстоит найти техническое решение, которое позволит использовать ее непосредственно в городе, - добавил мэр города.
К слову, дорожная "одежда" на обоих съездах на "ленинградку" будет выполнена из современного щебеночно-мастичного асфальтобетона, успешно зарекомендовавшего себя на дорогах столицы Заполярья. Высокое содержание щебня в этом материале дополнительно повысит прочность дорожного полотна.
Народные имена
Окончание дорожного ремонта на съездах в районе улицы Шевченко и Верхнеростинского шоссе намечено на 25 августа. К слову, первый из них, как и ранее отремонтированный съезд на "ленинградку" в районе улицы Рогозерской, а также съезд в районе улицы Кооперативной, до сих пор не имеет официального наименования.
- На территории города Мурманска существует порядок присвоения наименования элементам улично-дорожной сети, который утвержден постановлением администрации города Мурманска от 17.06.2015 № 1613, - поясняет исполняющая обязанности председателя комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска Юлия Зюзина.
Все предложения о присвоении наименований рассматривает комиссия, в которую входят также представители общественных организаций и историк-краевед. Кроме того, к обсуждению могут приглашаться специалисты соответствующего профиля и эксперты.
Именно такими экспертами предлагается выступить жителям столицы Заполярья. Ведь кому, как не мурманчанам, для которых городские власти и благоустраивают съезды на "ленинградку", предоставить право стать такими советниками?
При этом предложенные названия должны соответствовать ряду критериев: отвечать нормам современного русского литературного языка, не иметь двусмысленного толкования, не повторять существующие наименования.
Названия могут быть связаны с историей города Мурманска, его географическим положением, экономическими особенностями, историческими и культурными событиями в жизни города.
- Если новые названия приживутся, это станет одним из интересных элементов внутренней городской культуры. К тому же мурманчанам станет удобнее обозначать, каким именно съездом они пользуются для выезда на "ленинградку", - считает Алексей Веллер.
Варианты названий съездов принимаются до 20 сентября. Их можно передать несколькими способами: заполнить опубликованный сегодня на 2-й странице "Вечерки" купон или электронную форму на сайте www.vmnews.ru, а также - по электронной почте на адреса: ne_spitsa@mail.ru или murmangrad@citymurmansk.ru.
Для подведения итогов будет собрана компетентная комиссия, которая рассмотрит все поступившие предложения и выберет из них новые имена для съездов.
Капитальный подход
Помимо реконструкции съездов на "ленинградку" нынешняя дорожная кампания также отмечена рядом других капитальных ремонтов. Самый масштабный из них идет на улице Гвардейской. Напомним, первый этап реконструкции стартовал здесь в прошлом году. Зимой были выполнены работы, доступные в режиме низких температур, и сейчас подрядчик заканчивает дорожную "одежду".
- С точки зрения инженерной составляющей, капитальный ремонт улицы Гвардейской - один из самых сложных в этом году. Здесь расположено достаточно много инженерных сетей, которые не ремонтировались долгие годы, - сказал Алексей Веллер.
Капитальный ремонт затронул участок дороги протяженностью более одного километра. Помимо ремонта инженерных сетей, дорожного полотна и тротуаров подрядчик выполняет оборудование наружной системы освещения с установкой 38 опор, а также благоустройство прилегающей территории. Улица будет перестроена по современным требованиям: после завершения реконструкции проезжая часть расширится, а светофорный объект на пересечении улиц Гвардейской и Полярные Зори будет модернизирован.
Ремонтные работы на улице Гвардейской затрагивают территорию свыше 16 тысяч квадратных метров - это около восьми процентов от общей площади дорожных ремонтов в этом году.
Не менее масштабный дорожный ремонт был сделан на улице Пушкинской. Сейчас подрядчик завершает работы по восстановлению зеленой зоны.
- Рабочие сняли старое асфальтобетонное покрытие, заменили бортовой камнь протяженностью около 800 метров, сделали ремонт проезжей части с устройством выравнивающего слоя на площади 3700 квадратных метров, а также ремонт 1800 квадратных метров тротуара. Кроме того, на улице Пушкинской поменяли грунт и трубы ливневой канализации, - говорит директор муниципального предприятия "Управление дорожного хозяйства" Елена Федорова.
В прошлом году была отремонтирована и соседняя с Пушкинской улица Профсоюзов. Таким образом, теперь в Мурманске модернизирован целый участок городской транспортно-пешеходной сети.
Еще один капитальный ремонт в центре города, уже вышедший на финишную прямую, развернулся на площади у гостинично-делового центра "Меридиан". После реконструкции схема дорожного движения там кардинально изменится.
- Будет выделена отдельная полоса движения для автобусов гостиницы. Она будет выходить на проспект Ленина, чтобы автобусы не кружили на площади. Для остального транспорта заезд и выезд будут осуществляться с улицы Ленинградской, - рассказал председатель комитета по развитию городского хозяйства Константин Мастюгин.
На въезде с улицы Воровского на улицу Ленинградскую встречные потоки разделит бортовой камень.
С заботой о пешеходах
Составляя карту дорожных ремонтов, власти учитывали и нужды пешеходов. Так, ремонт тротуаров на проспекте Ленина охватил около 31 тысячи квадратных метров. Благоустройство предусматривает замену асфальтобетонного покрытия с устройством выравнивающего слоя, установку бортового камня протяженностью 3300 метров, замену люков колодцев, а также озеленение территории. Уже в конце августа ремонт там будет завершен.
Работы капитального характера продолжаются и на улице Бондарной. До конца августа рабочие приведут в порядок существующие тротуары общей площадью 500 квадратных метров и обустроят новые на площади более 1000 квадратных метров. Вдоль них будет установлен бортовой камень протяженностью около 200 метров, а также появятся пешеходные ограждения. Кроме того, проектом предусмотрено устройство заездов и дорожных карманов, восстановление затронутой работами зеленой зоны.
Михаил Васильевич:
- Я в Мурманске живу с 1978 года. И хотел бы отметить, что город за последние лет пять стал не только намного уютнее, но и удобнее для жизни. Его многоуровневый рельеф предполагает постоянные спуски и подъемы. Пока молодой, на это еще не обращаешь внимания, а с возрастом передвигаться становится все тяжелее. На помощь пришли городские власти. Вон сколько лестниц новых для нас построили! Старые, к слову, тоже содержат в порядке, постоянно ремонтируют. Обновляют дорожники и тротуары. А на улице Бондарной и вовсе оборудуют новые. Сам я там давно уже не был, но прекрасно помню, как, следуя этой дорогой, приходилось выходить прямо на проезжую часть. Как в деревне, в самом деле! И только при нынешнем мэре Алексее Веллере работа закипела. Дороги в Мурманске тоже ремонтируют на совесть. Жаль, что некоторые мурманчане относятся к результатам работы дорожников с недоверием. Видимо, по старой привычке критикуют. А я вот прекрасно вижу, что рабочие трудятся не покладая рук, и обновленный асфальт служит долго. Одним словом, молодцы.
Марат:
- Недавно был в центре города и видел, что сейчас полным ходом идет ремонт площади у делового центра "Меридиан". Раньше пешеходам там приходилось петлять между машинами, что, естес-твенно, не нравилось ни им самим, ни автомобилистам. Решением этой проблемы сейчас и занимаются дорожники - разделяют тротуар и проезжую часть. Теперь по площади будет легче передвигаться всем участникам дорожного движения. Не припомню, чтобы еще лет пять назад дорожным работам уделяли столько времени и сил. Думаю, качеству наших дорог позавидуют многие жители других городов Мурманской области.
Нина Валентиновна:
- Здорово, что городские власти советуются с мурманчанами. Три года назад мы вместе давали имена обновленным мурманским скверам. А теперь вот любой горожанин может предложить на суд компетентной комиссии свои варианты названий съездов на "ленинградку". Думаю, если эти имена приживутся, станет намного проще объяснить, какой именно дорогой едешь. Отдельного слова заслуживает и новая технология, которую дорожники используют в ремонте съездов в районе улицы Шевченко и Верхнеростинского шоссе. Говорят, такие дороги будут служить мурманчанам долго.
Капитальный ремонт идет и в районе домов № 4 и 6 в проезде Связи. Здесь появятся новая лестница и асфальтобетонный тротуар, оснащенный двухуровневыми поручнями, аппарелями для колясок, бордюрными пандусами и площадками для отдыха пешеходов. Тротуар будет вести прямиком к гимназии № 1. Также в рамках летней ремонтной кампании рабочие уже реконструировали лестницы в районе дома № 6 на Кольском проспекте и дома № 6 на улице Достоевского. Завершается ремонт еще одного социально значимого объекта - лестницы, ведущей к зданию детской поликлиники на улице Папанина, 1.
Работы продолжаются и на прилегающей территории дома № 1 во Флотском проезде. Основная задача дорожников на этом участке - организовать водоотвод с дворовой территории. Рабочим предстоит проложить трубопроводы общей протяженностью 210 метров. Также они заменят асфальт в дворовых проездах на площади более 3300 квадратных метров. Кроме того, предусмотрено разделение проезжей части и тротуаров, а также обустройство зеленой зоны, которая сейчас здесь практически отсутствует.
Поддерживающий ремонт дорог также идет во всех округах Мурманска. Он охватывает около 35 тысяч квадратных метров дорожного полотна, более 20 тысяч из которых уже сданы в эксплуатацию. Еще 55 тысяч квадратных метров покрытия запланировано отремонтировать большими картами.
Елена ГРИБОВА.
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ.