Не проходит и дня, чтобы в тревожных сводках Мурманска не попадались сообщения о нарушителях, остановленных инспекторами за выезд на встречную полосу движения. Такие опасные маневры часто становятся причинами дорожно-транспортных происшествий с самыми тяжелыми последствиями. По данным областной ГИБДД, только с начала года на дорогах города выявлено 117 нарушений, связанных с выездом на полосу встречного движения. В результате пострадали два человека, один погиб. Статистика по региону еще печальнее. За минувшие с начала года 7 месяцев на дорогах области зафиксировано 34 дорожно-транспортных происшествия, связанных с выездом на встречную полосу движения. В них 56 человек пострадали, среди них - три ребенка, а 9 человек погибли.
Не уверен - не обгоняй
- Выезд на встречную полосу при совершении обгона - опасный и рискованный маневр, - говорит инструктор по вождению одной из автошкол города Евгений Козлов. - Но в подобной ситуации вполне оправданный. Все дело в том, что для его безопасного выполнения у водителя должно быть достаточно опыта. К сожалению, обгону на трассах в большинстве автошкол практически не учат. Там довольствуются лишь теорией и предупреждением об опасности, которая может поджидать в случае ошибок. А зря.
Согласно статистике треть всех аварий на дорогах происходит при нарушении правил обгона. Они же, ошибки при обгоне, становятся причиной гибели каждого пятого пострадавшего в ДТП. Как же быть, не обгонять вовсе? Нет, маневра не стоит бояться. Его надо научиться правильно выполнять и строго соблюдать меры предосторожности. Самое важное при обгоне - то, что он должен выполняться максимально быстро. Затяжной маневр чреват опасными последствиями. Вам предстоит выезд на встречную полосу движения, а по ней другие автомобилисты едут вам навстречу. Так что быстрый маневр - залог вашей безопасности.
Не уверен - не обгоняй. В свое время такой лозунг часто красовался на бортах и бамперах всевозможных автомобилей. Он актуален и по сей день. Нет уверенности, что маневр безопасен на все сто процентов - откажитесь от необдуманной попытки. При обгоне вы должны быть уверены в том, что вам хватит расстояния на встречной полосе и скорости для того, чтобы обогнать движущееся впереди транспортное средство. Нельзя забывать о технических возможностях вашего авто. Если лошадиных силенок у него маловато, не пускайтесь наперегонки с более мощными авто.
А теперь о главном. Сигналами "поворотников" заблаговременно дайте знать другим участникам движения о своем намерении начать маневр.
- Обгон начинайте тогда, когда до обгоняемого остается дистанция 20-30 метров, - советует Евгений Козлов. - В ином случае, если дистанция окажется больше, пока вы изо всех сил будете "подтягиваться" к автомобилю, который собрались обогнать, пройдут драгоценные секунды и обстановка на дороге изменится - там появятся встречные машины. И тогда с обгоном придется повременить до лучшего момента.
Жми на газ!
Обгон необходимо как можно быстрее завершить. Поэтому не жалейте педали газа, чтобы увеличить разницу скорости между вашим и обгоняемым транспортным средством. Выехав на встречную полосу, внимательно оцените происходящее. Если есть сомнения, что обгон успеете завершить, то следует вернуться на свою полосу.
Сегодня на дорогах нет недостатка в дорожных знаках. Они подскажут и предупредят водителя о необходимых требованиях к безопасной езде на конкретном участке.
- Но если обгон не запрещен, это еще не значит, что он разрешен, - продолжает Евгений. - Обгонять можно только тогда, когда обеспечена достаточная видимость дороги впереди.
Снова пример наших заполярных трасс. Большинство из них проходит по пересеченной местности, дорога идет то вверх, то вниз. На прямом участке она просматривается на несколько километров вперед. Самое время обгонять. Но не будем торопиться. Встречный автомобиль к началу вашего маневра может находиться в низине за ближайшим подъемом. Вам из салона своего авто его просто не видно. Но через несколько секунд он появится неожиданно, как черт из табакерки. И не дай бог как раз в этот момент вам оказаться перед его носом на встречной полосе - беды не миновать.
Завершив обгон, быстро вернитесь на свою полосу. Но не под самым носом у того, кого только что обогнали, а метров через 30-50. Если это, конечно, позволяет сделать ситуация на дороге.
Законы физики
Недавно в окрестностях Мурманска произошло серьезное ДТП: легковой автомобиль оказался в придорожном кювете. Попал он туда не по своей воле. Его водитель уходил от самого страшного на дороге - лобового столкновения со встречным авто, водитель которого по непонятным причинам вылетел на встречную полосу движения. До столкновения машин оставались считанные мгновения. И тогда водитель первой машины отвернул руль в сторону обочины. К счастью, в той аварии никто не пострадал. Досталось только машине, ее теперь долго придется восстанавливать. Но по сравнению с возможными вариантами исхода помятый металл и разбитые стекла - не велика потеря.
А что виновник аварии? Он пролетел мимо, потом невдалеке от лежащего на боку автомобиля остановился, посмотрел… и двинулся дальше. Даже не поинтересовался, все ли живы в авто, которое по его вине оказалось в кювете. Что ж, оставим этот момент на его совести. Если таковая у него вообще присутствует.
Происшествие напомнило автору примерно аналогичную ситуацию на серебрянской дороге. Было это несколько лет тому назад. Все произошло в районе поселка рыбаков. За ним, если ехать в сторону Териберки, есть закрытый правый затяжной поворот. Дорога идет под уклон, ее ширина и качество покрытия позволяет ехать с максимально допустимой скоростью. После поворота - длинный ровный участок трассы. Трагедия разыгралась как раз на выходе из злополучного поворота. Мы возвращались из грибных мест в Мурманск. В ста метрах перед нами резво катили в город "Жигули". Мы их прекрасно видели, но близко не прижимались. Дорога в тот час была пустая, и идти друг за другом ноздря в ноздрю просто не было необходимости.
Вдруг из-за поворота со стороны Мурманска вылетела иномарка. Именно вылетела. Ее скорость была гораздо выше 100 километров в час. Она-то и вынесла иномарку со своей полосы на встречную. Сработали законы физики. По малому радиусу, то есть по своей полосе, на огромной скорости водителю пройти этот поворот было практически невозможно. Центробежная сила просто бы выкинула машину с дороги в противоположный кювет. Поэтому, чтобы удержаться на дороге, лихачу пришлось увеличивать радиус поворота, а проще говоря, выезжать на "встречку".
Помнить всегда
Все произошло мгновенно, у водителя "Жигулей" выбор был только один - уходить от столкновения на обочину. И здесь произошло самое страшное. Правая пара колес, оказавшись на обочине, зарылась в мягком грунте. Левая в этот момент оставалась на асфальте. Машину развернуло на 90 градусов и несколько раз перевернуло через крышу. Она пролетела метров тридцать, пока не приземлилась в противоположном кювете. В машине было двое - водитель и его десятилетний сынишка. Парень был пристегнут, это и спасло ему жизнь. А вот отец, сорокалетний мужчина, от полученных травм скончался на месте. Прибывшие через полчаса медики скорой помощи из Колы только бессильно развели руками.
Не наши дни
Многие из нас с некоторым недоверием относятся ко всевозможным обобщениям и, как говорится, "средним показателям температуры по больнице". Но коль дело затрагивает вопросы собственной безопасности, то не грех прислушаться и к постороннему мнению. Тем более - авторитетному.
Больше всего дорожно-транспортных происшествий на дорогах России с начала 2016 года совершается по субботам, наименее опасным днем является четверг. Такие данные приводятся в опубликованном ГИБДД МВД России статистическом отчете о ДТП за первое полугодие 2016 года.
По данным ведомства, из 72,9 тысячи зарегистрированных за первое полугодие ДТП на субботы пришлось около 11,3 тысячи, это 16 процентов от общего количества дорожных происшествий. При этом в них погибли около 1,4 тысячи человек, получили травмы почти 14,8 тысячи.
По четвергам было совершено в общей сложности около 9,8 тысячи ДТП, процентное соотношение здесь уже меньше, всего 13. В этот день за год погибли 958 человек и были ранены более 12 тысяч.
В исследовании проведен анализ дорожной
безопасности и в разрезе времени суток. Самым спокойным является промежуток с 4 до 5 часов утра (868 ДТП за полгода). Больше всего аварий случается в вечерний час пик - с 18 до 19 часов. Однако самые тяжкие ДТП совершаются в другое время, с восьми до девяти часов вечера. В этот период полицией зарегистрировано больше всего погибших.
Вот еще довольно любопытные данные от аналитиков ГИБДД. Там суточные показатели добавили сведениями о том, кто чаще всего становится виновником ДТП.
Российские водители-мужчины попадают в ДТП почти в 6 раз чаще женщин. Очень настораживающий показатель: число смертельных исходов в авариях по вине мужчин превышает "женский" показатель более чем в 10 раз.
Согласно документу за первое полугодие 2016 года водители-мужчины совершили почти 49,7 тысячи аварий, водители-женщины - только 8,5 тысячи. Вместе с тем в обеих категориях наблюдается снижение числа ДТП по сравнению с аналогичным периодом 2015 года - на 12 и на 7 процентов соответственно.
По вине водителей-мужчин за полгода погибли почти шесть тысяч человек, а по вине женщин - 549. Различные травмы в ДТП, спровоцированных мужчинами, получили более 66,5 тысячи человек, а по вине водителей-женщин - 11,5 тысячи.
Иномарка же, водитель которой, по сути дела, спровоцировал трагедию, даже не остановилась. В то время о регистраторах и камерах наблюдения на дорогах еще слыхом не слыхивали, а номеров его машины в суматохе никто не успел рассмотреть.
Долгие годы на этом злосчастном повороте стоял скромный гранитный памятник. Его поставили родственники погибшего. Проезжая это место, мы всегда сбавляем скорость, найдя глазами черную плиту, вспоминаем те ужасные события. Нынче памятника на месте не оказалось. Видать, убрали. Чтобы не отвлекал. И не напоминал о трагедии. Но о безопасности в пути надо помнить всегда.
Валерий СЕРЕБРЯКОВ.