Антикоррупционные поправки развяжут руки ФАС
Штраф, дисквалификация, возмещение ущерба, административная и уголовная ответственность — поправки в антимонопольное законодательство значительно ужесточают наказание за его нарушение. Госдума приняла "второй антимонопольный пакет" — изменения и дополнения в действующие нормативно-правовые акты, направленные на совершенствование законодательной базы. Часть новаций вступит в силу 23 августа, некоторые из них действуют уже с 23 июля.
- "Второй антимонопольный пакет" вносит изменения не только в профильные нормативно-правовые акты, но и в Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, постановления Правительства РФ, — рассказала руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Мурманской области Нина Назаркина.
Многие изменения носят ярко выраженный антикоррупционный характер.
Сохраняется антимонопольный контроль за хозяйствующими субъектами, занимающими на рынке долю свыше 35 процентов и включенными в соответствующий реестр. При проведении сделок по экономической концентрации они обязаны получить предварительное согласие ФАС.
- Очень важно, что в реестр включены предприятия, выпускающие социально значимые продукты, например, хлеб или соль. Суммы активов у них небольшие, но они теперь тоже подлежат антимонопольному контролю, — отметила Нина Назаркина.
Законодатель также внес понятие "доминирующее положение" для хозяйствующих субъектов, чья доля на рынке меньше 35 процентов. В первую очередь, речь идет о торговых сетях, оказывающих существенное влияние на жизнь общества. Теперь антимонопольщики смогут более эффективно влиять на формирование цен у этих предприятий.
Уголовная ответственность теперь предусматривается за наиболее тяжелые нарушения конкурентного права. В частности, попасть в места не столь отдаленные на срок до семи лет можно за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих ее соглашений. Или за неоднократное злоупотребление доминирующим положением на рынке — установление и поддержание монопольно высокой или низкой цены товара, необоснованный отказ или уклонение от заключения договора, ограничение доступа на рынок, если подобные действия причинили ущерб гражданам или государству и при этом повлекли доход в крупном размере. Сумма крупного ущерба также уточнена — более одного миллиона рублей, крупным доходом признается куш более пяти миллионов рублей.
Новой редакцией Закона "О защите конкуренции" запрещаются вертикальные соглашения, если они приводят к установлению цены перепродажи товара. В переводе с юридического языка на русский это означает, что нельзя один и тот же объем товара перепродавать несколько раз, повышая его цену. Причем зачастую сам товар как лежал на складе у первого продавца, так и лежит, а на бумаге был продан шесть -десять раз.
Не остались забытыми и горизонтальные соглашения — когда на рынке одного товара предприниматели совершают одномоментные согласованные действия, не оставляя потребителям возможности выбора.
В новом антимонопольном законе появилась уголовная ответственность чиновников за так называемую муниципальную помощь. То, что специалисты службы называют муниципальной помощью, уточнила Нина Назаркина, это незаконные действия чиновников по финансовой или иной поддержке избранных представителей бизнеса или других заинтересованных в том или ином решении лиц.
- В разговорах сейчас это называется муниципальной помощью, но в законе это называется уже преференцией. Преференции, вы знаете, чиновники дают направо-налево. Сейчас это регламентировано законодательством. Чиновники за это ответственности не несут. За то, что дают преференции. С 23 августа будет предусмотрена еще и материальная ответственность, и уголовная ответственность за эти действия, — предупредила глава региональной антимонопольной службы.
- Законодательно прописан и порядок проведения плановых и внеплановых проверок антимонопольными органами. Нельзя запланировать проверку ранее чем через три года после последней проверки или через три года после создания хозяйствующего субъекта, — рассказала Нина Назаркина. — Внеплановых проверок это не касается, и теперь их можно проводить без согласования с прокуратурой. Основанием для внепланового визита может быть обращение органов власти, милиции, хозяйствующих субъектов и физических лиц.
Елена КОНОВАЛОВА.
#Архив