В Мурманске завершился капитальный ремонт здания бывшей двенадцатой школы, расположенной на улице Полярной Дивизии. Буквально несколько дней назад она гостеприимно распахнула свои двери. У школы сменилась специализация. Теперь это городская художественная школа.
История школы интересна, сложна и поучительна одновременно. Проект этой мурманской школы архитектора Валентина Голли завоевал золотую медаль нью-йоркской всемирной выставки в 1938 году. Говорят, что ее построили всего за три с половиной месяца, а первые ученики пришли в школу первого сентября 1935 года. Их было больше полутора тысяч. Учились, конечно, в две смены – с раннего утра до позднего вечера.
У школы была история обычная для здания довоенной постройки. Сначала собственно школа, в годы войны госпиталь, потом вновь школа до 2015 года. Тогда выяснилось, что она уже не отвечает изменившимся к этому времени требованиям. В частности, у двенадцатой не было своей территории для обустройства школьного стадиона. Вокруг жилые дома. Думали ли об уроках физкультуры тогда, когда людям негде было жить?
Тем не менее в 2015 году школу закрыли, и она почти пять лет простояла в «полуобморочном» состоянии, ветшая и постепенно разрушаясь. И только в 2020-м нашли деньги, подрядчика и начали капитальный ремонт, да еще и предполагающий восстановление первоначального вида школы. Это был действительно капитальный ремонт. От здания, построенного в стиле модерн, остались только стены. Все остальное поменяли. И вот сегодня школа открылась, став домом почти для пятисот юных мурманских художников.
Мой отец, три года назад ушедший из жизни, был очень талантливым человеком. Он писал стихи. Не графоманские, а настоящие. Прекрасно играл на мандолине. Причем знал ноты, никогда не учившись в музыкальной школе. А еще отец был заядлым шахматистом и прекрасно рисовал. Откуда что берется? Он никогда ничему из этого не учился. Все это было заложено в нем с рождения. Откуда столько талантов в мальчишке, родившемся в поморской деревне, стоящей на крутом Онежском берегу Белого моря? Его университетами стала архангельская мореходка. После ее окончания он всю жизнь работал в Мурманске на судоремонтном заводе Министерства морского флота. Всю жизнь ремонтировал корабли и суда Мурманского морского пароходства. На многих из них я побывал еще в детстве – отец использовал служебное положение. В числе прочих и на борту первого в мире атомного ледокола «Ленин».
А все его увлечения остались на всю жизнь только хобби. И мне кажется, что он никогда об этом не жалел. А вот я жалею, что не учился в музыкальной школе, что не занимался бальными танцами, что не учился рисовать в художественной школе. Итоги получаются неутешительными. Я не умею рисовать и танцевать, не пишу стихов и очень плохо играю в шахматы. Не считать же плюсом, что я кое-как умею тренькать на гитаре, выучив за всю жизнь полтора десятка аккордов?
Честно говоря, мне очень не нравится термин «дополнительное образование». Ну, скажите на милость, какое же оно дополнительное, если ваш ребенок хочет научиться танцевать, петь или рисовать? Это самое что ни на есть основное образование. Прошу вас, поощряйте всячески желания ваших детей и внуков научиться чему-нибудь помимо обязательной школьной программы. Поверьте, они будут вам за это очень благодарны.