Юбиляр
Заслуженный артист Российской Федерации, артист-кукловод, ведущий мастер сцены Сергей Репин работает в Мурманском областном театре кукол с 29 июля 1989 года.
Его работы неоднократно были отмечены вниманием театральной критики. Каждая роль, сыгранная с особым профессионализмом и любовью к профессии, становится событием в мурманском театральном сообществе. При финансовой поддержке Союза театральных деятелей Российской Федерации в 2022 году в театре был поставлен спектакль по роману Михаила Булгакова «Несколько дней из жизни господина де Мольера». Автором идеи и инсценировки, исполнителем центральной роли стал заслуженный артист России Сергей Репин.
Работу этого актера неоднократно отмечали на официальном уровне. А из знаковых фестивальных наград можно особенно выделить диплом за «Тонкое чувство драматического конфликта и экспрессивность подачи образов в спектакле «Кукольный квартал» XXXII Международного фестиваля «Славянский базар в Витебске» (2023).
За время работы в театре Сергеем Дмитриевичем создано более 400 кукол и сыграно около 100 ролей.
Распоясавшаяся Мэрилин
Мурманские молодожены и завсегдатаи городских ресторанов 90-х годов помнят не отличавшуюся хорошими манерами Мэрилин Монро, развлекавшую подгулявшую публику.
Мэрилин в те годы обошла немало мурманских свадеб и ресторанов. На сцене красавица исполняла знаменитую песенку из фильма «В джазе только девушки» «I wanna be loved by you». И, как и положено, подол ее платьица в конце номера опровергал закон гравитации.
Разумеется, сильная половина вечеринок рвалась познакомиться с несравненной Мэрилин, а то и приобнять за соблазнительные формы. Красавица платила честной монетой и рвалась к поклонникам на коленки. А как-то в середине песенки уселась на коленки к самому жениху, ни стыда, ни совести!
И если бы не создатель этой хулиганки – конструктор по куклам и актер Мурманского областного кукольного театра Сергей Репин, похоже, никто бы не смог остановить распоясавшуюся красотку!
Пианист Вася
Для Сергея Дмитриевича Мэрилин с ее веселыми выходками особенно дорога. Ведь она – одна из первых его кукол, появившихся на свет в Мурманске. Старше этой отвязной барышни только пианист Вася, которого Сергей Репин смастерил, еще будучи студентом кукольного отделения Свердловского театрального института.
Вася, прямо скажем, тоже не блещет воспитанием, несмотря на положенное ему еще при рождении пианино. Сначала он просто на нем тренькает, хулиганит, даже пытается варварски играть на клавишах ногами. А потом мудрое пианино показывает Васе, как правильно обращаться с музыкальным инструментом. Будущий музыкант начинает учиться. И вдруг пианино расцветает, поднимается крышечка, появляются цветы. И Вася играет прекрасную музыку своими малюсенькими подвижными пальчиками. Как же он все-таки фантастически талантлив!
За время своей почти сорокалетней жизни пианист Вася трижды менял свои гениальные руки, и каждый раз они становились еще более подвижными. Столько же раз модник менял сценические костюмы. А однажды пришлось сменить пианино. Первое было слишком большим и тяжелым. По ресторанным подработкам в 90-е годы не натаскаешься. И Вася пересел за более миниатюрный и легкий инструмент.
Поначалу этого музыкального уроженца Свердловска частенько звали в мурманские рестораны. А потом веселый номер, что называется, пошел в народ и пришелся по душе даже ребятишкам в детских садах. Было и познавательно, и весело, дошкольная аудитория оставалась довольной.
И первая, и любимая
Сергей Репин, недавно отметивший 35-летие работы в Мурманском областном театре кукол, вспоминает, как судьба забросила его в заполярный Мурманск: «В 1989 году в наш институт приехали представители мурманского театра кукол Тамара Александровна Волынкина и Елена Агафоновна Коротаева и пригласили в труппу семь выпускников. Но в Мурманск приехали только я и моя однокурсница. А через год я остался и вовсе один – однокурсница уехала в Ленинград».
Ну, остался один – это если не считать пианиста Васю. На тот момент единственной куклы Сергея Репина, которая вместе с ним сменила уральские широты на заполярные. А сейчас в сценической армии Сергея Дмитриевича больше четырех сотен кукол! Но самой любимой из них и по сей день остается первая.
Его поступление на отделение актеров-кукольников – отчасти казус. «Тогда мы все поступали на кукольное отделение только потому, что на драматическое был очень высокий конкурс, – рассказывает актер. – Мы думали отучиться на «куклах» и потом уйти в драму. Но в 1988 году на телевидении вышел четырехсерийный фильм о кукольниках мира. Я увидел марионеток виртуоза Альбрехта Розера и от восторга умер. И остался кукольником».
К слову, и сам пианист Вася, и его увлекательный номер – почти точная копия выступления кукольного пианиста великого Розера!
А еще в театральном архиве Сергея Репина есть курьез, которым коллеги дразнят актера и поныне.
«Я был зачислен на первый курс, когда Свердловское театральное училище преобразовывали в театральный институт, а на время этого переходного периода училище сделали отделением при консерватории. Поэтому я поступил в консерваторию, при этом ни слухом, ни голосом я никогда не отличался. Коллеги сейчас смеются надо мной, говорят: ты ни петь, ни напевать не умеешь, а я в шутку парирую: зато у меня есть консерваторское образование!».
Карьера цветных занавесок
Сергей Репин не считает своих кукол. Знает только, что их сотни. Рассказывает, к примеру, что еще на сцене старого здания театра на улице Софьи Перовской шел спектакль «Руслан и Людмила», в котором было занято 27 кукольных персонажей: «Я делал механику кукол, художники рисовали им лица, а бутафоры одевали. Сейчас я это уже забросил. Подустал. После репетиции идти в столярку, потом вновь – на репетицию, затем – опять в столярку, как в колесе, это с годами утомляет».
Куклы не дают актерам заскучать, проверяют на прочность: требуют и смекалки, и находчивости. А особенно уважают чувство юмора.
Актер вспоминает, как играл в спектакле «Приключения Чиполлино» синьора Помидора, у которого вдруг отлетели и руки, и ноги! К счастью, это была финальная фраза, последние секунды спектакля. Помидор экспромтом шмякнулся о сцену, и отсутствие у него всех четырех конечностей никто из юных зрителей заметить не успел.
А в постановке «Приключения Буратино» у Буратино однажды и вовсе отлетела голова. Коллеге Сергея Репина, который играл всемирно известного деревянного мальчугана, пришлось весь спектакль держать кукольную голову в руках таким образом, как если бы она была на месте.
На сцене случается всякое, на то она и сцена. В 90-х в театре кукол с успехом шел спектакль «Дюймовочка», в котором вместе с бабочками порхали и летали волшебные портьеры. Их роль талантливо сыграли цветные занавески, снятые в канун постановки с входных дверей. После триумфа на сцене возвращаться на постоянное место работы занавески не захотели – остались в качестве театрального реквизита дожидаться очередной волшебной роли.
Правда, не дождались.
Принцесса и Луи Армстронг
Сергей Репин признается, что сейчас стал меньше подшучивать над коллегами. А раньше очень любил кого-нибудь из них разыграть! Кто-то из коллег обижался. А кто-то разыгрывал в ответ. Как, например, на известном спектакле «Королевские зайцы». По сюжету сказки Принцесса просит у обладателя волшебной дудочки продать ее. А тот отвечает: «А ты станцуй для меня, тогда я тебе, может быть, эту дудочку и продам!». Сергей Репин, полтора десятка лет играющий в постановке несколько ролей, в том числе и Принцессу, заучил мелодичную фонограмму дудочки, под которую должен исполнить танец, почти наизусть. И он буквально вытаращил глаза, когда по заказу коллег-юмористов грянула абсолютно другая, «двоюродная» и спектаклю, и дудочке музыка! Так растерялся, что единственное, что смог в тот момент сказать со сцены, был вопрос: «Это, случаем, не Луи ли Армстронг?!».
Как-то на зимних каникулах в кукольном театре шел спектакль «Краски для новогодней сказки». Он был особенно интересен тем, что актеры впервые записали весь звукоряд, в том числе и свои сценические слова, на фонограмму. И им оставалось только водить по сцене планшетных марионеток, а говорила за них их же голосами звукозапись.
Так было сыграно больше тридцати спектаклей. И вдруг на каком-то из них посреди представления безнадежно отрубился звук! А тексты ролей никто не учил!
Но, к счастью, выяснилось, что актриса, игравшая Елочку, на монологе которой фонограмма решила отдохнуть, неожиданно даже для самой себя за время выступлений так зазубрила текст, что тут же его подхватила! И пока она договаривала последние слова, фонограмма вновь ожила, а актеры были спасены.
Виновницы торжества
Вместе с Сергеем Репиным в Мурманском областном театре кукол профессиональные юбилеи отметили еще две сотрудницы.
Это, во-первых, Надежда Дерёва – старейший сотрудник театра. За полвека работы в качестве художника-бутафора через ее талантливые руки прошли сотни кукольных персонажей из различных театральных постановок, многие из которых и сейчас радуют мурманских зрителей разного возраста.
Работы Надежды Васильевны не только живут на театральной сцене, но и ведут активную выставочную жизнь на экспозиционных площадках муниципального и регионального уровня, являются экспонатами музея Мурманского областного театра кукол. Куклы и бутафория к спектаклям, выполненные Надеждой Васильевной, не раз становились украшением тематических выставок на российских и международных фестивалях кукольных театров.
Надежда Дерёва неоднократно отмечалась наградами – от Почетной грамоты Министерства культуры Российской Федерации до медали «За труды в культуре и искусстве».
Еще один юбиляр – артист-кукловод высшей категории Татьяна Смирнова, которая работает в театре уже 30 лет и является одной из его ведущих актрис. Ее неоспоримые достоинства – мощный темперамент, неподражаемое актерское обаяние и умение найти общий язык с любой зрительской аудиторией.
Она неоднократно отмечалась знаками официального признания – от Почетной грамоты Министерства культуры и профсоюза работников культуры Российской Федерации до региональных наград.
Татьяна Александровна старается участвовать во всех театральных проектах, часто выступает в роли экскурсовода музея Мурманского областного театра кукол. За годы работы в театре актрисой сыграно более 80 ролей.
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото из архива