6 мая в нашей семье всегда был особенным днем. Просто потому, что это был день рождения мамы. И утром 6 мая 1985 моя голова была занята мыслями о подарке. Но сообщение радиостанции «Маяк» примерно в 7.30 утра на какое-то время заставило забыть о праздничных приготовлениях. Диктор сообщил, что Мурманску и Смоленску присвоено звание «Город-герой»! Помню, что бабушка, хлопотавшая в тот момент на кухне, прекратила стряпню и повернулась лицом к динамику. Больше из того дня я не помню ничего. Осталось только общее впечатление – немного оглушительное, но очень приятное и волнующее. Шутка ли, Мурманск встал в один ряд с Ленинградом, Волгоградом, Севастополем и даже самой Москвой!
«Accept my congratulations!»
Первое сообщение о награждении Мурманска многие горожане не услышали. Утром понедельника народ спешил на работу: штурмом брались троллейбусы и автобусы, возле светофоров возникали огромные толпы. Даже в горисполкоме были не в курсе произошедшего. Как вспоминают очевидцы, весть о награде вызвала если не шок, то легкую растерянность. Не успели прийти в себя отцы города, как в горисполком заявилась американская делегация во главе с послом США в СССР Артуром Хартманом и генеральным консулом Чарльзом Маги.
– Accept my congratulations! – сказал посол, войдя в кабинет председателя горисполкома. То есть «Примите мои поздравления!».
Для американцев устроили экскурсию по городу.
«Гости возложили венки с надписью на лентах: «От народа Соединенных Штатов Америки» к Вечному огню, что пылает у подножия мурманского Алеши, и к памятному знаку, установленному в честь стран антигитлеровской коалиции в сквере возле Дома культуры моряков, – сообщала в те дни газета «Полярная правда». – Такой же венок был опущен в воду Кольского залива у причалов морского торгового порта, где в годы войны швартовались корабли союзных конвоев, ходившие по северным морям в обстановке постоянной опасности нападений гитлеровской авиации и подводных лодок. Здесь же, на территории порта, гости возложили цветы к памятному знаку погибшим морякам торгового флота».
Правда, в духе того времени журналисты тут же вставили американцам шпильку: «Примечательно, что высокие дипломаты США приехали в Мурманск и посетили военное захоронение на следующий день после посещения президентом Рейганом эсэсовского кладбища в городе Битбурге, поступка, оскверняющего память о миллионах жертв германского фашизма и вызвавшего бурю протестов мировой общественности».
Далее дипломаты отправились кататься на катере по Кольскому заливу, а когда снова оказались в центре города, были поражены. За два часа, пока они отсутствовали, у гостиницы «Арктика» была сооружена трибуна для предстоящего митинга. Он состоялся на следующий день – 7 мая. По периметру площади Советской Конституции (так в ту пору называлась площадь Пять Углов) стояли войска, а в центре этого каре – многотысячная толпа.
Митинг открыл первый секретарь горкома КПСС Тимур Щербаев. Затем выступил первый секретарь обкома партии Владимир Птицын.
– В присвоении Мурманску звания города-героя мы видим признание нашим государством боевых заслуг воинов 14-й армии Карельского фронта, Краснознаменного Северного флота, пограничных отрядов и других частей, которые сражались на Мурманском направлении и не позволили гитлеровцам захватить наш город, – сказал Владимир Николаевич. – Вне всякого сомнения, бывшие фронтовики, защищавшие Советское Заполярье, где бы они ни жили, где бы они ни находились, сегодня всем сердцем разделяют нашу радость. Все военные годы город, выдерживая массированные налеты и бомбежки, работал на оборону, помогал стране держать связи с внешним миром, принимал и отправлял грузы, добывал рыбу, столь нужную тогда и фронту, и тылу, собирал и отправлял на передовую подарки, теплые вещи, средства на строительство танков и самолетов, в Фонд обороны. Мурманск беззаветно, героически исполнял возложенную на него войной нелегкую роль прифронтового города.
Нечеловеческие усилия
Надо сказать, к тому времени послевоенное поколение уже не слишком отчетливо себе представляло, что пережил наш город в годы войны. А вот ветераны, которые все это помнили, могли бы о многом поведать.
Они бы рассказали, что уже 22 июня 1941 года в Мурманске было введено военное положение, а в ночь на 23 июня фашисты совершили первый налет. Что в результате эвакуации население города сократилось с 119 тысяч человек до 35 тысяч.
Они бы вспомнили кровавые лето и осень 1941 года, когда солдаты и командиры 14-й и 52-й стрелковых дивизий, частей Северного флота и сформированной в начале сентября 1941 года Полярной дивизии отразили три наступления на Мурманск. И благодаря им наш город стал единственным из всех приграничных областных центров на западе СССР, который фашистам взять не удалось.
Те, кто не был на передовой, а работал в Мурманске, рассказали бы, как в конце 1941 года в порт пришли первые суда союзников, и с января 1942 года началось регулярное обслуживание конвоев в Мурманском порту. Как полуголодные горожане (продовольствие в Мурманск не поступало с декабря 1941 года) вручную разгружали транспорты. Как, пытаясь прервать сообщение СССР с союзниками, немцы с марта 1942 года начали массированные бомбардировки города, пик которых пришелся на лето 1942 года. И конечно, они бы вспомнили о 18 июня 1942 года, когда в результате трех последовательных бомбардировок с применением зажигательных бомб центр города выгорел практически полностью, устояли только каменные дома, но и те были серьезно повреждены.
Всего за годы войны в Мурманске от бомбардировок погибли 466 человек, но гораздо больше жизней унесли болезни вкупе с последствиями тяжелого физического труда. Как пишет доктор исторических наук Михаил Супрун, «нечеловеческими усилиями горожан руководство города (Мурманска. – Прим. авт.) доказало способность порта обрабатывать более крупные, чем предполагалось, караваны судов». Мурманский морской торговый порт за годы войны обработал 351 судно, разгрузил около 1,7 миллиона тонн импортных и около 817 тысяч тонн военных и народнохозяйственных грузов. В результате налетов в городе было разрушено около 80 процентов всех построек. Совершенно не случайно 1 ноября 1945 года Мурманск был включен в число 15 городов РСФСР, восстановление которых объявлялось первоочередной задачей.
«Уважаемые пассажиры!»
Наверное, именно об этом вспоминали ветераны, слушая речь Владимира Птицына и других выступавших на митинге 7 мая 1985 года. Награда нашла своего героя, пусть и через сорок лет. А тогда, в мае 1985 года, мы все ждали и были уверены, что очень скоро Золотая Звезда и орден Ленина будут прикреплены к знамени города. Но еще довольно долго об Указе о награждении напоминал лишь ретранслятор в поездах и самолетах, сообщавший: «Уважаемые пассажиры! Мы прибываем в город-герой Мурманск». Прошло еще более двух лет, прежде чем Золотая Звезда и орден Ленина были официально вручены Мурманску. Но это уже другая история.
Андрей КИРОШКО
Фото из фондов Мурманского областного краеведческого музея