Дмитрий Ермолаев умеет удивлять. Сотрудник Государственного архива Мурманской области (ГАМО) то покажет Кольский полуостров в виде съемочной площадки, то найдет в ворохе бумаг первый памятник Мурманска. На этот раз Дмитрий Анатольевич тоже себе не изменил: изучая прессу Русского Севера периода Гражданской войны и интервенции, он наткнулся ни много ни мало на первый роман о Мурманске!
Находка и поиск
Ермолаев роман нашел, а издатель Игорь Опимах напечатал. И теперь мы можем роман «Мурманские катакомбы» прочитать. Но сначала несколько слов об истории удивительного открытия. О ней Дмитрий Ермолаев рассказал на проходившей недавно в областной научной библиотеке презентации книги.
– Осенью 2009 года, листая в Архангельской областной научной библиотеке подшивки местных газет, издававшихся при белых, я наткнулся на заголовок «Мурманские катакомбы», – говорит Дмитрий Анатольевич. – Удивился: катакомбы в Мурманске. Откуда? Заинтересовался, начал вчитываться. Понял, что речь идет не о подземных лабиринтах, а о белогвардейском подполье, уподобленном первым христианам, собиравшимся на тайные богослужения в тоннелях и ходах, прорытых в окрестностях Рима. Сравнение было смелым. Чтобы понять, насколько оно оправдано, стал читать дальше. Так все и началось.
Но в газете был напечатан только отрывок произведения. Начался длительный, многолетний поиск. Были посланы запросы во все крупнейшие библиотеки страны. Отрицательных ответов оттуда пришло куда больше, чем положительных, но все же дело двигалось.
– По одному, по два находились разрозненные отрывки, – рассказывает Дмитрий Ермолаев. – Наибольшее количество фрагментов оказалось в Санкт-Петербурге, в Российской национальной библиотеке, а финал неожиданно отыскался в Москве – в «Ленинке». И только когда соединились все части головоломки, стало ясно: передо мной первое по времени написания крупное произведение, главным местом действия которого стал Мурманск.
«Мурманские катакомбы» с подзаголовком «Современный роман» с 27 октября 1918-го по 3 июня 1919 года публиковались в газете «Отечество». Судьба этого периодического издания по-своему уникальна. Оно было создано группой журналистов и типографский рабочих, бежавших на Русский Север из большевистского Петрограда. В Архангельске они создали газету «Голос Отечества». Однако она просуществовала недолго. Хотя издание придерживалось правой, просоюзнической ориентации, но позволяло себе критиковать русские белые власти. Поэтому 17 сентября 1918 года Верховное управление Северной области закрыло газету. Но через несколько дней вместо «Голоса Отечества» стало выходить просто «Отечество», издававшееся теми же людьми и просуществовавшее до падения белых в феврале 1920-го. «Мурманские катакомбы» стали самым масштабным литературным проектом, опубликованным на страницах этой газеты.
Автора!
Автором романа значился некий «Гр. Никита Хаджибейский» – лицо совершенно неизвестное.
– Снова начался детектив: розыски в библиотеках России и Украины, работа с архивами, переписка со специалистами, –вспоминает Дмитрий Ермолаев. – Все было напрасно. Гражданина Никиту Хаджибейского не знал никто. И только скрупулезное сопоставление текста романа с биографическими данными близких к газете «Отечество» людей позволило разгадать загадку. Сегодня я уверен, что автором «Мурманских катакомб» является основатель и идейный лидер «Отечества» Евгений Семенов.
Евгений Петрович Семенов (1861–1944 гг.) – русифицированное имя Соломона Моисеевича Когана. Семенов родом из-под Одессы. Отсюда и отсылка к Хаджибею (местечко на берегу Хаджибейского лимана близ Одессы). В юности был народовольцем. После ареста и освобождения уехал во Францию. Стал известным в эмигрантских кругах журналистом и литератором.
В Россию вернулся накануне Первой мировой войны. После февраля 1917 года работал в суворинском «Вечернем времени», заведовал редакцией «Демократического издательства» – органа Межсоюзнической комиссии пропаганды, писал для выходившей в Петрограде на французском языке газеты «L'Entente», редактировал периодические издания «Свобода» и «Накануне».
Власть красных Семенов не только принял, а стал активно с ней бороться, благо у него был опыт конспиративной работы. В декабре 1917 года он провел переговоры с английскими и французскими дипломатами о создании на Севере особого фронта.
В это же время Семенов выступил посредником в передаче американским дипломатам так называемых документов Сиссона. Сейчас многие специалисты считают нашумевшие в свое время материалы, изобличающие большевиков как немецких агентов, фальшивыми. Сам Евгений Петрович и на страницах «Отечества», и позже в эмиграции не раз заявлял о достоверности представленных им свидетельств. Затем он отправился на Дон, где встречался с генералами Лавром Корниловым и Михаилом Алексеевым, создателями белого движения.
– В первой половине 1918-го Семенов побывал в Мурманске, – поясняет Дмитрий Ермолаев. – Здесь он договорился с союзниками о создании газеты – будущего «Отечества». А еще собственными глазами наблюдал то, что отчасти было плодом и его труда, – присутствовал при высадке первых союзников в Мурманске. Потом уехал в Архангельск и еще раз побывал на Мурмане в конце июля – начале августа 1918 года вместе с дипломатическими миссиями союзных держав.
В июле 1919-го «Отечество» начало печатать продолжение романа, которое получило название «В архангельской тундре» и было посвящено деятельности все того же профессора Ивана Петровича и его соратников в городе на Северной Двине. Но довести до финала эту часть повествования автору не довелось: уже осенью 1919 года началась эвакуация союзников из Архангельска. Далее у белой власти начался системный кризис, так что стало не до романов. Последний фрагмент вышел 6 ноября 1919 года.
В 1920 году Семенов вновь эмигрировал во Францию. Выступал с лекциями по русской истории, писал и издал публицистические брошюры «За и против. Отношения Франции с русскими Советами» (1923 г.) и «Сигнал опасности: франко-русские сбережения и русские банки после большевистского переворота» (1926 г.). В 1933 году опубликовал книгу «Страдальческая жизнь Ивана Тургенева», в состав которой включены некоторые ранее не издававшиеся письма писателя.
Без полутонов
– Нет сомнений – в «Мурманских катакомбах» Семенов описывает свою жизнь, свои мурманские впечатления, свою борьбу с большевиками, – говорит Дмитрий Ермолаев. – И главным героем под именем профессора Ивана Петровича тоже автор вывел себя самого. Роман не зря назван «современным» – он создавался по горячим следам. Абсолютное большинство его персонажей имеют реальных прототипов. Узнаваемы многие приведенные в произведении факты, в основном относящиеся к весне и лету 1918 года.
Уже из биографии Семенова видно, что он очень активно включился в борьбу против большевиков. Поэтому одна из целей романа, как справедливо считает Дмитрий Ермолаев, – показать свою роль в установлении белой власти. Возможно, добавим мы, метил Семенов и выше, в идеологические лидеры движения. Не случайно роман буквально переполнен монологами главного героя с анализом ситуации и планами на будущее. Правда, все его красноречивые выступления имеют мало конкретики. Более-менее детально он объяснил только создание газеты как органа, направленного на борьбу с пропагандой большевиков. Но как раз в этом сам Семенов и был силен, так что тут он писал о том, что хорошо знал и понимал. С интересом читаются и те места, где автор описывает свою подпольную жизнь в Петрограде. Тут тоже сказывается его опыт конспиратора, полученный еще в юношеские годы. А поездка из Петрограда в Мурманск – это, по сути, репортаж с описанием той очень своеобразной ситуации, которая сложилась на железной дороге после Октябрьской революции.
Сам же Мурманск показан в романе слабо – как нагромождение вагонов и бараков, о чем мы и без Семенова знали. Но и создавался роман не ради рассказа о том, каким был город во времена интервенции. Основной упор этой части произведения сделан на борьбу, очную и заочную, между Иваном Петровичем и местным лидером Веселых, в котором без труда узнается Михаил Веселаго – управляющий делами Мурманского Совета. Его, а также его соратников Семенов выставляет этакими злодеями, лишенными всякого человеческого достоинства. Да и в целом все герои романа четко делятся на хороших и плохих. Полутонов у Семенова нет.
Наверное, с точки зрения современного читателя, в романе маловато действия. Есть пара перестрелок, где главный герой, будучи уже человеком в возрасте, очень метко стреляет. При этом его противники, то есть большевики, все до одного мазилы. А злодей Веселых, задумав убить беззащитную женщину, и вовсе промахивается с полуметра. Вдобавок враги Ивана Петровича все как один не очень далекие люди, хотя и хитрые.
Как и положено роману, в нем имеется и любовная линия. При этом она совершенно не мешает основному сюжету. Отношения главного героя и его добровольной помощницы развиваются не спеша и совершенно естественным образом, когда постоянное взаимодействие сближает двух людей. На их объяснении с последующим отъездом в Архангельск и закачивается роман.
Памятник самому себе
– Истина и вымысел в «Мурманских катакомбах» перемешаны порой столь причудливо, что провести меж ними четкую грань почти невозможно, – говорит Дмитрий Ермолаев. – Роман написан фактическим участником Гражданской войны и представляет точку зрения одной из сторон. При этом оценки, данные автором, грешат субъективизмом даже с позиции белых.
Вот, к примеру, характеристика мурманских лидеров Веселаго, Звегинцева и Брамсона, выведенных под именами Веселых, Цыганцева и Лейбсона. Семенов чохом записывает их в пособники большевиков и делает главными отрицательными персонажами. Между тем нынешние исследователи называют людей, стоявших в ту пору на Мурмане у кормила власти, государственниками и уж в чем в чем, а в большевизме упрекать не спешат.
Подобных неувязок в романе немало. Поэтому доверять как описанным в романе событиям, так и данным в нем оценкам следует с большой осторожностью. Работу Семенова стоит оценивать, видимо, как своеобразный литературный памятник, воздвигнутый автором самому себе. Представляет он интерес также, как видение частью образованного общества той непростой ситуации, что сложилась не только в Мурманске, но и в России в целом в 1917–1918 годах. Назвать «Мурманские катакомбы» выдающимся произведением никак нельзя, но ознакомиться с ним стоит хотя бы потому, что это первый роман о Мурманске.
Андрей КИРОШКО
Фото автора и из фондов Мурманского областного краеведческого музея.